Л'Аффилар, Мишель
1656 - 1708
Назад
L’Affilard, Michel

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Мишель Л'Аффилар — французский композитор, теоретик и певец. 24 марта 1679 года он был назначен chantre clerc (клириком-певчим) в Sainte-Chapelle в Париже, где, вероятно, обучался у Рене Уврара. В 1683 году он поступил в королевскую капеллу при Версале и оставался там до самой смерти. В 1685 году Л'Аффилар женился на Анн Тифэн. В 1696 году он стал офицером королевской музыки и приобрёл герб.
Творчество
Л'Аффилар был первым композитором, который снабдил свою музыку метрономическими указаниями. Он тщательно редактировал произведения, отмечая дыхательные паузы, украшения и notes inégales (неравные ноты). Сохранившиеся произведения Л'Аффиляра включают около трёх десятков изящных airs de mouvement («танцевальные песни»), которые встречаются как в рукописях (Франция, Вена и Канада), так и в сборниках, опубликованных Балларом (16953, 16972 и два других изданий 1701 и 1705 годов).
Наибольшее значение имеет его «полное собрание» — трактат "Principes très-faciles pour bien apprendre la musique" («Очень лёгкие принципы для хорошего изучения музыки», Париж, 1694), многократно переиздававшийся до 1747 года. Это руководство по сольфеджио Л'Аффилар использовал как лабораторию: он перерабатывал и переписывал песни в каждом новом издании — до пятого (светская версия, дважды напечатанная в 1705 году) и шестого (священная версия, также 1705 года). Когда в 1705 году он заменил темповые слова на метрономические указания, «полное собрание» приобрело окончательную форму, и все последующие издания основываются на пятом или шестом издании.
Особенности и значение
Трактат Л'Аффилара был бы обычным самоучителем, если бы не высокое качество его танцевальных песен, которые имеют регулярную ритмическую структуру и могут использоваться для танцев. Сборник ценен своими сведениями о темпе, артикуляции, фразировке, украшениях и качестве движения в танцевальной музыке начала XVIII века.
Однако учёные расходятся в интерпретации метрономических указаний Л'Аффилара. Он опирался на маятник Жозефа Совёра, разделённый логарифмически на 60 частей секунды, но, по-видимому, понимал систему Совёра не полностью. Возможно, Л'Аффилар использовал четвертной маятник, при котором полный колебательный цикл соответствует музыкальному удару, но фиксировал длину маятника по шкале tierces du temps Совёра, рассчитанной для половинных колебаний. Это определяет метрономические указания, как показано в таблице, где астериск обозначает отсутствие современной хореографии, а вопросительные знаки — слишком медленные темпы.
Произведения
Ноты сочинений Мишеля Л'Аффилара на сайте библиотеки IMSLP