Любек, Винсент (1)
1654 - 1740
Назад

Винсент (1) Любек (Vincent (1) Lübeck) - немецкий композитор, органист и педагог
- Родился в сентябре 1654 г. - Паддингбюттель, Дорум, земля Вюрстен.
- Умер 9 февраля 1740 г. - Гамбург.
Он был сыном другого Винсента Любека (родился в Глюкштадте, родился во Фленсбурге, 1654), который работал органистом в Глюкштадте, а с 1647 года - в Мариенкирхе во Фленсбурге, где его сменил в 1654 году Каспар Феркельрат. Ферк-Келрат женился на вдове и был первым учителем младшего Винсента. К концу 1674 года Любек стал органистом церкви Святого Космы и Дамиани в Штаде, недалеко от Гамбурга, женившись, по традиции, на дочери своего предшественника Сюзанне Беккер. Прекрасный орган, который Арп Шнитгер закончил там в 1679 году, несомненно, стал фактором, побудившим его остаться до 1702 года. Затем его блестящая репутация принесла ему назначение органистом Николаикирхе в Гамбурге, которое он занимал до своей смерти. В нем также был орган Шнитгера, четырехручный инструмент на 67 ступеней, один из крупнейших в мире, который считался лучшим в процветающем музыкальном городе. В своем послесловии к книге Ф.Э. Нидта "Музыкальное обозрение" (Гамбург, 2/1721) Маттезон резюмировал следующее: "У этого выдающегося органа... также выдающийся органист. Но как превозносить того, кто и так уже очень знаменит? Мне достаточно назвать его имя, Винсент Любек, чтобы завершить этот панегирик". Многочисленные документы того времени свидетельствуют о его широкой известности как органного консультанта по всей Северной Германии. Он неоднократно высказывал свое мнение о работах Шнитгера не только в церквях крупных городов, таких как Гамбург (Николаикирхе, Георгенкирхе, Якобикирхе) и Бремен (собор Святого Стефана), но и в церквях Оберндорфа (Георгенкирхе), Холлерна (церковь Святого Маврикия), Ситтензена (церковь Святого Диониса) и других местах поменьше. Как преподаватель он пользовался большим спросом и получал от учеников до 20 талеров в месяц, что было больше, чем он получал как органист. Среди его самых выдающихся учеников были К.Х. Постель и М.Дж.Ф. Видебург; он также обучал двух своих сыновей, Питера Пауля (1680-1732), который последовал за ним в Штаде, и Винсента Любека. Несмотря на частые возможности Любека продемонстрировать свои композиторские и исполнительские способности, особенно на субботней вечерней службе, известно всего девять его произведений для органа. Однако даже эти немногие из них наглядно демонстрируют то главенствующее положение, которое он занимал вместе с Букстехуде и Брюнсом в северогерманской органной музыке около 1700 года. Его "прелюдии" были названы практически последним звеном между северонемецкой органной токкатой и произведениями Баха, хотя в Любеке придавали меньшее значение концепции stylus fantasticus. В целом его стиль, как и стиль Брюнса, заимствован у Букстехуде, особенно в его полифоническом стиле, характере сюжетов фуги и пристрастии к двойной фуге. С другой стороны, Букстехуде редко приближался к кому-либо из них в виртуозности. Из семи прелюдий и фуг в издании Бекмана две, как считается, принадлежат перу Винсента Любека (сына). Все они делятся на четко определенные разделы. Структура прелюдии в Ми похожа на пятичленную форму, которую ввел Букстехуде: блестящая токкатоподобная прелюдия, фуга на 4/4, средняя часть (свободная или фугированная), фуга на ¾ и заключительная токката. "Прелюдия ре минор" (токката, фуга и токката-тройка) и "До минор" (токката и фуга-тройка), возможно, являются более поздними произведениями; короткая длина последней и заключительная каденция на доминанте позволяют предположить, что она незавершена. Подобно Букстехуде и Брюнсу, Любек часто объединял эти свободные структуры с тонкими тематическими связями, включая трансформацию сюжета фуги, как в Прелюдии соль минор. Блестящие гаммы, трели, длинные соло на педалях и отдельные двухчастные партии для педалей свидетельствуют о его виртуозности и вдохновении. Из двух его хоральных композиций расширенная фантазия на тему "Я радуюсь за тебя", возможно, была написана для литургического использования во время Причастия. По использованию многих технических приемов ее можно сравнить с великой хоральной фантазией Букстехуде на тему "Монахиня фрейт Эух". Мелодия звучит не только в контрапунктических сочетаниях и с несколькими колоратурными пассажами, но и в виде эха и токкаты. В незавершенной части "Монахиня, спаси и сохрани ее" также используется эхо-прием, но слишком строго соблюдается основная гармония хорала. В опубликованной сюите Любека присутствуют многие блестящие качества органных произведений – даже аллеманда звучит сдержанно. Повторяющиеся ноты также характеризуют тему фуги, но в гораздо более энергичном контексте, чем в органных пьесах. Любопытная "Шаконна о любви к Христу", напечатанная в качестве дополнительной части, никак не способствует укреплению репутации Любека. До наших дней дошли пять священных кантат, а еще 14 известны по названиям или частичным текстам. Все они относятся ко времени работы Любека в Штаде, а либретто, которые он написал, включают некоторые, написанные кантором Эобальдусом Лаурентием между 1693 и 1702 годами. Создается впечатление, что они предназначены для хора и инструментального ансамбля с очень скромными достижениями. Оркестр Stader Ratsmusikanten (две скрипки, две бас-виолы и виолончель) обеспечивал струнный ансамбль; духовые и духовые инструменты исполнялись местными шведскими военными или музыкантами. Скучноватость кантаты "Жизнь на земле" отчасти объясняется ограничительным написанием для трех высоких инструментов-облигато, предположительно труб в регистре кларино, а также стереотипными ритмами. "Willkommen süsser Bräutigam" - простое, лиричное произведение, популярное в Германии в рождественский сезон. Формально "Hilff deinem Volck" - более сильное произведение; оно также отличается большей чувствительностью к подбору слов и включает бравурный речитатив для баса. Две другие кантаты, с отдельными инструментальными частями, хорами и ариями-ритурнелями, вероятно, являются лучшими. "Это место для большой семьи", "Мы хотим жить" и "Я хочу жить здесь" были созданы по заказу шведской администрации в память о шведской королеве Ульрике Элеоноре. Любек написал их 10-14 ноября 1693 года, и они были исполнены 28 ноября.
Ноты сочинений Винсента (1) Любека на сайте библиотеки IMSLP