Лёнер, Иоганн
1645 - 1705
Назад

Иоганн Лёнер (Johann Löhner) - немецкий композитор, органист и певец
- Крещён 21 ноября 1645 г. - Нюрнберг.
- Умер 2 апреля 1705 г. - Нюрнберг,
К тому времени, когда ему исполнилось 15 лет, его родители умерли, и он был усыновлен своим шурином Г.К. Векером, под руководством которого он стал музыкантом. Из имеющейся скудной информации следует, что он отсутствовал в Нюрнберге всего два года из своих 60 лет жизни. С 1665 по 1670 год он играл на регале в Санкт-Себальде. Затем он недолго служил тенором в Байройте и совершил поездку в Вену, Зальцбург (где, вероятно, выступал перед архиепископом) и Лейпциг (чтобы послушать Себастьяна Кнюпфера). В 1671 году он вернулся в Нюрнберг, где его использовали в качестве тенора в различных церквях и, возможно, органиста во Фрауэнкирхе. В 1682 году он был назначен органистом Шпиталкирхе, а в 1694 году - Санкт-Лоренца, где оставался до самой своей смерти. Как и Шютц, Лёнер не писал инструментальной музыки. Более 300 дошедших до нас песен, которые он написал как религиозную музыку для дома, представляют собой короткие строфические переложения священных текстов для одного голоса и простое непрерывное сопровождение; некоторые из них включают ритурнели для струнных. Мелодии написаны в довольно народном стиле, как и у других представителей Нюрнбергской школы, среди которых Лёнер проявил, пожалуй, наиболее ярко выраженные мелодические способности. Особое место среди произведений Лёнера занимает "Auserlesene Kirch- und Tafel-Music", состоящая из 12 произведений для сольного голоса, двух скрипок и континуо. Более ранние тексты "Der Geistlichen Erquick-Stunden" он использовал в качестве строфических композиций; в более поздних версиях тексты скомпонованы так, что, как писал Лёнер в своем предисловии, "можно... выразить их более ясно". Семь из них представляют собой просто длинные отдельные части – сольные концерты – примерно по 80 тактов, в то время как пять содержат дополнительные тексты и разделены на отдельные части, образующие библейско-одические кантаты, самые ранние образцы в Нюрнберге. Последняя опубликованная работа Лёнера (1700) представляет собой сборник из 22 канонов и двух четырехчастных мотетов. Краткие каноны, длина которых колеблется от двух до четырех тактов, обычно описывают триаду. Известно, что только Лёнер и С.Т. Штаден писали оперы в Нюрнберге в 17 веке. Из четырех сочинений Лёнера только два сборника арий были известны до 1975 года, когда была найдена пропавшая органная табулатура "Триумфального шествия" (1679). Если "Зеелевиг" Штадена (1644) не считать аллегорической пасторалью, то произведение Лёнера можно считать самой ранней из дошедших до нас немецких опер. Его арии, как и арии Штадена, Иоганна и И.П. Кригера, являются строфическими песнями в том же стиле, что и его духовные произведения в этой форме.
Ноты сочинений Иоганна Лёнера на сайте библиотеки IMSLP