Лопес Капильяс, Франциско
1605 - 1674
Назад

Франциско Лопес Капильяс (Francisco López Capillas) - мексиканский композитор и органист
- Родился между 1605 и 1608 г. - Мехико.
- Умер 18 января 1674 г. - Мехико.
Сын Бартоломе Лопеса (который, возможно, был королевским нотариусом) и Марии де ла Тринидад, Лопес, вероятно, был принят в хор кафедрального собора Мехико около 1625 года; он учился у маэстро капильи Антонио Родригеса Маты. Некий Франсиско Лопес, который вполне может быть композитором, окончил теологический факультет Мексиканского университета 20 августа 1626 года. Стивенсон предположил, что Лопес, возможно, учился у Хуана де Рискоса во время визита в Хаэн, где Рискос был маэстро де Капилья до 1643 года. 17 декабря 1641 года Лопес был назначен помощником органиста и аккомпаниатора (бахонеро) в кафедральном соборе Пуэблы под руководством Хуана Гутьерреса де Падильи, который способствовал его назначению. 13 сентября 1645 года его обязанности исполнителя на дульси были заменены обязанностями певца. Вероятно, он получил степень бакалавра в университете Мехико не ранее осени 1646 года. В период с 1642 по 1647 год он часто заменял главного органиста Педро Симона, и 15 января 1647 года Лопес был назначен на эту должность. Однако после повторного назначения Симона в январе 1648 года (и последующего снижения его зарплаты) Лопес покинул Пуэблу 15 мая 1648 года в поисках лучшей доли. Его местонахождение в течение следующих шести лет неизвестно. 10 марта 1654 года Лопес представил властям книгу своих сочинений в кафедральном соборе Мехико. Когда месяц спустя скончался хормейстер собора Фабиан Химено, Лопес был назначен на должность органиста и маэстро де Капилья в течение четырех дней после смерти Химено, несмотря на то, что капитул объявил о 40-дневном сроке ожидания вакансии. С этого времени Лопес подписывался "Лопес Капильяс" ("Лопес из часовен"). В январе 1656 года вице-король, герцог Альбуркерке, попросил его отслужить мессу по случаю возведения в сан четырех епископов на праздник Святого Иакова; результатом, возможно, стала месса для четырех хоров, которая была с удивлением воспринята Грегорио Мартином де Гихо и отмечена в его Дневнике, 1648-1664. В последующие годы Лопес руководил двумя блестящими работами по освящению нового собора и укрепил свою репутацию за выдающиеся способности и добросовестную службу, но его просьбы о разделении должностей органиста и маэстро де Капильи отклонялись вплоть до 1668 года, когда собор нанял Джозефа Идьякеса в качестве главного органиста. Прекрасно иллюстрированный сборник сочинений Лопеса, который был подарен Мадриду, возможно, сыграл свою роль в обеспечении Лопесу полного пребенды, которая была предоставлена королевским указом от 23 марта 1673 года. На момент своей смерти Лопес зарабатывал 1000 песо, что было одной из самых больших зарплат, которые когда-либо получал церковный музыкант в Мексике в колониальный период. В завещании, составленном 13 января 1674 года, говорится, что помимо ценных серебряных предметов и ряда картин, ему принадлежали три виолончели и орган. Лопес был первым маэстро де Капилья из кафедрального собора Мехико, родившимся в этом городе. Его многочисленные композиции, одни из лучших, созданных в Новой Испании, написаны исключительно в стиле prima pratica, но с заметным мастерством и беглостью. Их плавная полифония маскирует заученное и весьма разнообразное использование канона (например, второго Agnus Dei из "Миссии сердца"), пародийные приемы и сложные мужские практики. В "Декларации мессы", предисловии к своей гексахордовой мессе, он цитирует три главы из утраченного музыкального сборника Гевары, чтобы подтвердить свою музыкальную практику; он также цитирует "Мелопею и маэстро" Цероне. В качестве исполнителей, повлиявших на его музыкальный стиль, он упоминает Хеллинка, Ричафорта, Моралеса и Палестрину.
Ноты сочинений Франциско Лопеса Капильяса на сайте библиотеки IMSLP