Лежбиу, Антониу Маркеш
1639 - 1709
Назад

Антониу Маркеш Лежбиу (António Marques Lésbio) - португальский писатель и композитор
- Родился в 1639 г. - Лиссабон.
- Умер 21 ноября 1709 г. - Лиссабон.
Он добавил к своей фамилии Лисбио (в честь острова Лесбос). Он провел свою жизнь в Лиссабоне. Увидев в 1653 году одно из своих юношеских сочинений, Жуан Соареш Ребело предсказал, что станет одним из лучших португальских контрапунктистов. В 1660 году он начал публиковать тексты вильянсико в ежегодных брошюрах, приуроченных к церковным праздникам 8 и 25 декабря и 6 января, и оставался постоянным автором вплоть до 1708 года. 9 декабря 1663 года и 5 февраля 1665 года он председательствовал на седьмой и 34-й из 36 сессий Академии сингуляров, а в 1665 и 1668 годах опубликовал две речи на португальском языке и 49 стихотворений на испанском и португальском языках в трудах академии. 10 октября 1668 года он стал мастером королевских камерных музыкантов. Будучи горячим сторонником короля Педру II, в следующем году он опубликовал 80-октавный панегирик "Эстрелья Португальская", посвященный рождению принцессы Изабеллы. 3 ноября 1679 года он был назначен наставником мальчиков в хоровой школе королевской капеллы; 18 июля 1670 года он получил синекуру, удвоившую его прежнюю зарплату. 2 ноября 1692 года он стал хранителем королевской музыкальной библиотеки, а 15 января 1698 года - королевским хормейстером. Его последняя публикация – "Вильхансикос о том, как он поет песни об играх святой сеньоры из Назарета, о религиозных обрядах Святого Бернардо и о празднике славы Святого Гонсало" (Лиссабон, 1708) – увенчала всю его жизнь, посвященную написанию праздничных стихов, к которым он сам написал музыку. Сохранилась музыка только 16 испанских и португальских "вильянсико", написанных им. Они варьируются от восхитительных "Ayreçillos manços" для четырех голосов ("Рождество 1681") и "Es flor del campo el infante" для восьми, до впечатляющего восьмичастного "Quem vio hum menino bello", в котором требуется аккомпанемент как арфы, так и органа; все они свидетельствуют о том, что он был композитором большого изящества и утонченности. В десяти своих сохранившихся вильянсико сложной структуры (все, кроме одного, с испанским текстом) он предпочитает энергичные ритмы, но постоянно вносит разнообразие за счет противопоставления целых восьми голосов и солистов, внезапных пауз и гармонического богатства, которое иногда усиливается откровенными хроматизмами. Его аккомпанемент варьируется от скрипок до арфы и органа, но всегда требует продолжения. В двух его дошедших до нас четырехголосных светских песнях в сопровождении аккомпанемента (tonos) его обычное лучезарное счастье сменяется печалью, которая выражается внезапными нисходящими 4-мя нотами, возвещающими о слове "noche" ("ночь’). Помимо его произведений на народном языке, его, по-видимому, единственная сохранившаяся латинская композиция - пасхальный аккорд для двух хоров с органом, Victimae paschali laudes, опять же в его излюбленных высоких нотах, которые для исполнения требуют перестановки вниз.