Куссер, Иоганн Сигизмунд
1660 - 1727
Назад

Иоганн Сигизмунд Куссер (Johann Sigismund Kusser) - композитор венгерского происхождения
- Родился 13 февраля 1660 г. - Прессбург (ныне Братислава).
- Умер в декабре 1727 г. - Дублин.
Активно работал в Германии, Англии и Ирландии. Вальтер установил весьма знаменательный факт, что он провел шесть лет в Париже, обучаясь у Люлли, что, вероятно, произошло между 1674 годом, когда он переехал в Штутгарт вместе со своим отцом, и 1682 годом, когда он был назначен придворным в Ансбахе для обучения скрипачей оркестра французскому стилю игры. Он покинул Ансбах в 1683 году, но о нем ничего не известно до 1690 года, когда он стал оперным капельмейстером при дворе Брауншвейг-Вольфенбюттеля. Можно предположить, что именно в течение этих семи лет, по словам Вальтера, он "путешествовал по всей Германии, и вряд ли нашлось бы место, где его не знали бы". От Вальтера также можно узнать, что "из-за своего непостоянного и вспыльчивого характера он не мог долго оставаться на одном месте". В Вольфенбюттеле Куссер поссорился с Ф.К. Брессан, придворный поэт и управляющий оперой, написавший либретто для нескольких его произведений: он открыто критиковал как качество поэзии Брессана, так и эффективность его руководства оперой, и это, вероятно, привело к тому, что Куссер покинул двор в 1694 году, когда он переехал в Гамбург. В Гамбурге Куссер, похоже, почти сразу же поссорился с Якобом Крембергом, директором оперы. После, возможно, всего одного представления своей оперы "Порус" Куссер отказался от нее. С помощью Герхарда Шотта он создал конкурирующую труппу и с большим успехом исполнил "Порус" в трапезной Гамбургского кафедрального собора, что усилило неприязнь Кремберга. Когда Кремберг в 1695 году отказался от управления оперой, Куссер, по-видимому, занял пост капельмейстера, но только до 1696 года, когда управляющим стал Шотт. Куссер создал свою собственную передвижную оперную труппу, посещавшую Киль с выступлениями. Вскоре он начал чаще путешествовать со своей труппой: известно, что в сезоне 1697/1698 годов он выступал в Нюрнберге и Аугсбурге, в 1698 году он выступил в Штутгарте и, по-видимому, совершил еще несколько поездок оттуда в качестве приглашенного дирижера и оперного импресарио, в том числе в Мюнхен. 17 апреля 1700 года он был назначен оберкапельмейстером при дворе в Штутгарте; в 1701 году он посетил Италию, чтобы найти музыкантов для двора. Новые разногласия как с итальянскими музыкантами, так и с церковным советом заставили его покинуть свой пост в Штутгарте 19 марта 1704 года, и 25 декабря 1704 года он прибыл в Лондон. Он провел в Лондоне всего около двух с половиной лет, покинув его 29 мая 1707 года и прибыв в Дублин 4 июля. По-видимому, первые несколько месяцев он провел в Лондоне в качестве частного репетитора и писал музыку для таких известных певиц, как Джулиана Челотти и Арабелла Хант. В Дублине, по словам Уолша, с 1711 года он был "преподавателем музыки в Тринити-колледже", а в 1716 году стал “преподавателем музыки в Королевском дворце его Величества в Ирландии”. В этом качестве он отвечал, среди прочего, за музыку к придворным одам, ежегодно сочинявшимся в честь дней рождения британского монарха, которые исполнялись в Дублинском замке перед лордом-лейтенантом или его представителем. Сохранившиеся либретто показывают, что они были поставлены как серенады, с костюмами, декорациями и, возможно, драматическим действием. Сохранилась музыка только к одной оде, посвященной 46-летию королевы Анны в 1711 году. Он состоит из серии речитативов и арий, которым предшествует увертюра из двух частей, за которой следует впечатляющая чакона для десяти солистов и хора; в состав оркестра входят деревянные духовые и струнные, но не трубы и барабаны. 16 июня 1713 года в дублинском театре "Плейхаус" была поставлена театральная постановка Кюссера "серенада" в честь подписания Утрехтского мирного договора; по этому случаю оркестр действительно включал трубы и барабаны (подробное описание либретто см. у Уолша). Отсутствие информации о большей части карьеры Куссера в Лондоне и Дублине и очевидная утрата почти всей музыки, написанной им с 1705 года, а также его ранних немецких опер (за исключением арий, упомянутых ниже) делают любое суждение о нем как о композиторе предварительным. Очевидно, что его тесные отношения с Люлли и значительный опыт работы с итальянскими операми в Вольфенбюттеле сделали его знатоком самых последних достижений французской и итальянской музыки. Кроме того, он научился у Люлли превосходству французской оркестровой дисциплины, особенно блестящей игре на скрипке, которой славился французский придворный оркестр под руководством Люлли: он не только преподавал французский стиль игры на скрипке в Ансбахе, но и большая часть его карьеры была основана на его таланте и опыте выдающегося режиссера из оперы. Маттесон ("Народный капельмейстер", 1739) выделял его как высший образец руководителя оркестра, сочетающего строгую дисциплину на репетициях с искренним сотрудничеством и преданностью делу обучения как талантливых, так и менее талантливых исполнителей их партиям. Дошедшая до нас музыка Куссера включает четыре комплекта оркестровых сюит, оду на день рождения 1711 года, серенаду 1713 года и сборники арий из его опер "Эриндо" и "Ариадна". Утверждается, что Куссер привнес французский оперный стиль в Гамбург, но это отличие следует отдать предшественнику Куссера в Гамбурге, Дж. Дж. Конради. Однако можно с уверенностью сказать, что Куссер закрепил и усилил внедрение французского стиля, который уже был известен гамбургской публике и, вероятно, вызывал у нее большое восхищение. Он был менее выдающимся композитором, чем его преемники в Гамбургской опере, Кайзер и Телеман. Тем не менее, его музыка, сохранившаяся до наших дней, демонстрирует чувствительность, а его простые строфические композиции часто отличаются большим обаянием, во многом в традициях лига конца 17-го века. Он также преуспел в исполнении более длинных арий, более драматичных, с выразительной вокальной линией и поразительной гармонической силой. Итальянская оперная практика оказала на него гораздо меньшее влияние, чем можно было бы ожидать: хотя многие из его арий написаны в форме да капо, в них, например, есть несколько длинных мелизматических пассажей. Большая часть его музыки основана на формах французского танца, и, как и Конради, он часто использовал чаконные басы, как в отдельных ариях, так и в более длинных кульминационных сценах в конце актов. Арии из "Эриндо" демонстрируют его пристрастие к сольным инструментальным пассажам в его ариях, и оба сборника содержат ряд гомофонических дуэтов во французском стиле. Важным вкладом Куссера в музыкальную жизнь Гамбурга и в будущее оперного искусства стало представление опер не немецких композиторов, в том числе Джаннеттини, Карло Паллавичино и особенно Стеффани. Именно это, в сочетании с его исключительными способностями руководителя оркестра, в большей степени, чем его собственные оперы, изменило направление развития Гамбургской оперы, повысив стандарты музыкального исполнения и создав более космополитичный репертуар.
Ноты сочинений Иоганна Сигизмунда Куссера на сайте библиотеки IMSLP