Кунцен, Иоганн Пауль
1696 - 1757

Назад

Иоганн Пауль Кунцен (Johann Paul Kunzen) - немецкий органист и композитор

  • Родился 31 августа 1696 г. - Лейсниг, Саксония.
  • Умер 20 марта 1757 г. - Любек. 

Его талант проявился рано, и, согласно его автобиографическому очерку для "Земли Эренфорте" Маттесона, он стал органистом Лейснига, когда ему было всего девять лет. Он отличился игрой на скрипке и клавишных инструментах во время учебы в школах Торгау (1705) и Фрайберга, а с 1716 по 1718 год был студентом в Лейпциге, где на него оказали решающее влияние Кюнау и Телеман. Его более поздние полифонические хоровые сочинения свидетельствуют о тщательном обучении у Кунау, а дошедшая до нас органная фуга из четырех частей свидетельствует о глубоком владении этим стилем. Одаренный певец и инструменталист, он выступал в обоих амплуа в опере и замещал органиста Николаикирхе. В 1718 году Кунцен стал капельмейстером в Цербсте, а в 1719 году отправился в Виттенберг, где основал концертное общество. В 1723 году, после нескольких концертных турне, он возглавил Гамбургскую оперную труппу, где исполнил "Страсть" и несколько опер собственного сочинения. Когда истек срок его двухлетнего контракта, он остался в Гамбурге в качестве частного преподавателя музыки. В этот период он отправился в Англию со своим сыном Адольфом Карлом в 1728-1729 годах, где познакомился с Пепушем и Генделем. 26 сентября 1732 года он был назначен органистом и смотрителем Мариенкирхе в Любеке. Он также активно выступал в качестве композитора и дирижера в Любеке, исполняя многочисленные свадебные арии и светские кантаты для купеческих торжеств, организовал серию абонементов и ежегодно сочинял к рождественскому празднику музыку в стиле ораторий. В 1747 году он был принят в музыкальное общество Мицлера. Величайшим достижением Кунцена, по-видимому, стала его работа "Abendmusiken" для Любека, которая, по словам кантора Каспара Рюца (1750), привела жанр к его расцвету; "Бельзацар" 1739 года был отмечен Шайбе ("Музыкальный критик") как шедевр за большие двойные хоры. К сожалению, как и большая часть работ Кунау, эта музыка не сохранилась; дошедшая до нас первая часть недатированного "Стихотворения Сон" демонстрирует глубокое знакомство с произведениями Генделя в обработке хоров, передаче настроений в ариях и его беглом и искусном речитативе, хотя и не достигает сопоставимого уровня владения мелодией. Особого внимания заслуживает эффективное использование Кунценом струнных и духовых инструментов для поддержки хоровой полифонии.

Ноты сочинений Иоганна Пауля Кунцена на сайте библиотеки IMSLP