Кунцен, Иоганн Пауль
1696 - 1757
Назад
Kunzen, Johann Paul

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Его талант проявился рано, и, согласно его автобиографическому очерку для "Земли Эренфорте" Маттесона, он стал органистом Лейснига, когда ему было всего девять лет. Он отличился игрой на скрипке и клавишных инструментах во время учебы в школах Торгау (1705) и Фрайберга, а с 1716 по 1718 год был студентом в Лейпциге, где на него оказали решающее влияние Кюнау и Телеман. Его более поздние полифонические хоровые сочинения свидетельствуют о тщательном обучении у Кунау, а дошедшая до нас органная фуга из четырех частей свидетельствует о глубоком владении этим стилем. Одаренный певец и инструменталист, он выступал в обоих амплуа в опере и замещал органиста Николаикирхе. В 1718 году Кунцен стал капельмейстером в Цербсте, а в 1719 году отправился в Виттенберг, где основал концертное общество. В 1723 году, после нескольких концертных турне, он возглавил Гамбургскую оперную труппу, где исполнил "Страсть" и несколько опер собственного сочинения. Когда истек срок его двухлетнего контракта, он остался в Гамбурге в качестве частного преподавателя музыки. В этот период он отправился в Англию со своим сыном Адольфом Карлом в 1728-1729 годах, где познакомился с Пепушем и Генделем. 26 сентября 1732 года он был назначен органистом и смотрителем Мариенкирхе в Любеке. Он также активно выступал в качестве композитора и дирижера в Любеке, исполняя многочисленные свадебные арии и светские кантаты для купеческих торжеств, организовал серию абонементов и ежегодно сочинял к рождественскому празднику музыку в стиле ораторий. В 1747 году он был принят в музыкальное общество Мицлера. Величайшим достижением Кунцена, по-видимому, стала его работа "Abendmusiken" для Любека, которая, по словам кантора Каспара Рюца (1750), привела жанр к его расцвету; "Бельзацар" 1739 года был отмечен Шайбе ("Музыкальный критик") как шедевр за большие двойные хоры. К сожалению, как и большая часть работ Кунау, эта музыка не сохранилась; дошедшая до нас первая часть недатированного "Стихотворения Сон" демонстрирует глубокое знакомство с произведениями Генделя в обработке хоров, передаче настроений в ариях и его беглом и искусном речитативе, хотя и не достигает сопоставимого уровня владения мелодией. Особого внимания заслуживает эффективное использование Кунценом струнных и духовых инструментов для поддержки хоровой полифонии.
Ноты сочинений Иоганна Пауля Кунцена на сайте библиотеки IMSLP