Кунау, Иоганн
1660 - 1722
Назад

Иоганн Кунау (Johann Kuhnau) - немецкий композитор, клавишник и музыкальный теоретик
- Родился 6 апреля 1660 г. - Гейзинг, Эрцгебирге.
- Умер 5 июня 1722 г. - Лейпциг.
Он был непосредственным предшественником Баха на посту кантора в школе Томаса в Лейпциге и важной фигурой в немецкой музыке позднего барокко.
Семья Кунау происходила из Богемии, откуда они бежали во время контрреформации из-за своей протестантской веры. Их фамилия была Кун. Иоганн, по-видимому, принял форму "Кунау" только после приезда в Лейпциг, и ее также приняли его братья Андреас и Готфрид, которые также были музыкантами (Иоганн также некоторое время использовал форму "Куно", когда впервые подал заявление на должность органиста в церкви Томаскирхе в Лейпциге); остальные члены группы часть семьи, однако, сохранила фамилию Кун. Согласно его автобиографии, опубликованной в журнале Mattheson, Кунау рано проявил свой научный потенциал, а также обладал прекрасным голосом. Примерно в 1670 году он отправился учиться в Дрезден. Эта исключительная образовательная и музыкальная возможность, вероятно, была организована Соломоном Крюгнером, придворным музыкантом в Дрездене, который, по словам Маттесона, приходился кузеном Кунау. Некоторое время он учился у Крюгнера, но вскоре стал учеником придворного органиста Кристофа Киттеля. В феврале 1671 года он присоединился к своему старшему брату Андреасу в качестве хориста в Кройцкирхе, где его обучал органист Александр Херингк. Его музыкальные таланты привлекли к нему внимание придворного капельмейстера Винченцо Альбричи, который, по словам Кюнау, высоко оценил его юношеские сочинения и разрешил ему общаться с собственными детьми и присутствовать на репетициях придворного оркестра. В это время он начал изучать итальянский и французский языки, которые использовались в придворных кругах. В 1680 году эпидемия чумы вынудила его вернуться домой. Однако он пробыл в Гейзинге недолго, поскольку ближе к концу года принял приглашение Эрхарда Титиуса, бывшего преподавателя Кройцшуле, продолжить свое образование в Йоханнеуме, гимназии в Циттау, где Титиус теперь был кантором. Органист Иоганнискирхе Мориц Эдельман умер 6 декабря, вскоре после прибытия Кунау, а сам Титиус скончался в мае 1681 года. До тех пор, пока весной 1682 года должность кантора не занял Иоганн Кригер, Кунау, как префекту хора (то есть первому певцу хора), было предложено исполнять обязанности кантора, а также органиста Иоаннискирхе. Эти музыкальные впечатления еще больше обогатились благодаря его тесному сотрудничеству с Кристианом Вайзе, директором гимназии; он написал музыку (ныне утраченную) к некоторым школьным спектаклям Вайзе. В 1682 году он закончил школу и (опять же вслед за своим братом Андреасом) стал студентом юридического факультета Лейпцигского университета. Одновременно он подал заявление на получение должности органиста в церкви Томаскирхе, которую недавно освободил Альбричи. Хотя его заявление было отклонено, его музыкальный талант произвел впечатление на городской совет. Во время учебы в университете он проявлял все большую активность как композитор и исполнитель в Лейпциге, и когда в 1684 году должность органиста в церкви Томаскирхе вновь стала вакантной, он был назначен на нее и в октябре приступил к исполнению своих обязанностей. В течение следующих четырех лет Кунау продолжал изучать юриспруденцию, одновременно выполняя свои обязанности органиста, а после публикации в 1688 году своей диссертации "О юриспруденции церковной музыки" он начал заниматься юридической практикой. В 1689 году он женился; у него родилось восемь детей, из которых три дочери пережили его. Следующие десять лет или около того были для него счастливыми и продуктивными: его слава органиста росла, его юридическая практика была весьма успешной, он опубликовал все свои сборники клавирных инструментов, которые были его самой популярной музыкой, и написал свой важный сатирический роман "Музыкальный шарлатан". Он также находил время для дальнейшего самообразования, в совершенстве овладел математикой, ивритом и греческим языками и перевел на немецкий язык ряд французских и итальянских книг. Хотя никакие документы не подтверждают эту гипотезу, можно предположить, что в этот период он также писал духовную вокальную музыку для исполнения в нескольких церквях Лейпцига, включая церковь Томаскирхе, где кантором был Иоганн Шелле (который также был родом из Гейзинга). Шелле умер 10 марта 1701 года, и почти сразу же Кунау был избран его преемником, заняв этот пост в апреле. Как Томас Кантор он достиг вершины своей карьеры. Он обладал исключительной квалификацией для этой должности не только как музыкант и композитор, но и как ученый, лингвист и философ, и с отличием выполнял возложенные на него тяжелые музыкальные и преподавательские обязанности. Он преподавал несколько предметов в школе Томаса, включая пение, и руководил церковной музыкой как в церкви Томаса, так и в Николаикирхе, где хоры состояли из студентов школы Томаса. С 1711 года он также руководил музыкой в Петерскирхе, а по важным праздникам - в Иоганнискирхе. Как Томас кантор, он также был музыкальным директором университета и отвечал за городских музыкантов, а также за уход и проверку органов церкви Томаскирхе и Николаикирхе. В последние годы своей жизни Кунау постоянно страдал от плохого самочувствия и был глубоко недоволен ухудшающимися условиями в школе Томаса. Количество и качество молодых голосов, доступных для хора Церкви Томаскирхе, сократилось по мере того, как студентов приглашали выступать в Лейпцигской опере. Когда молодой Телеман прибыл в 1701 году в качестве студента юридического факультета, он сразу же основал конкурирующую музыкальную организацию в виде collegium musicum, которая привлекла некоторых учеников Кунау. Телеману удалось получить разрешение мэра на написание музыки для церкви Томаскирхе: это явно подорвало авторитет Кунау, и он был бессилен помешать этому. Почти такая же привилегия была предоставлена Мельхиору Хоффману, когда Телеман покинул Лейпциг в 1705 году. Более того, один из учеников Кунау, И.Ф. Фаш, попытался еще больше вмешаться в его музыкальные обязанности, предложив создать в университете еще один collegium musicum и попытавшись взять на себя руководство музыкой в университете и церкви Паулинеркирхе, но Кунау сумел его опередить. В 1703 году, во время одного из нескольких периодов его болезни, городской совет слишком сильно разозлил Кунау, попросив Телемана стать его преемником в случае смерти. Однако, несмотря на трудности, он с удовольствием обучал многих отличных студентов, в том числе Граупнера и Хайнихена. Он пользовался большим уважением многих выдающихся музыкантов Германии и был последним из разносторонних Томасканторов, человеком, который "проявлял элемент средневековой универсальности и овладел музыкой, юриспруденцией, теологией, риторикой, поэзией, математикой и иностранными языками" (Шеринг, 1926). Шайбе ставил его в один ряд с Генделем, Кайзером и Телеманом как одного из крупнейших немецких композиторов до Хассе и Граунов, а Маттесон, отдавая должное его музыкальности и эрудиции, утверждал, что никогда не встречал подобного ему композитора, органиста, руководителя хора и ученого.
Ноты сочинений Иоганна Кунау на сайте библиотеки IMSLP