Кропфганс, Иоганн
1708 - 1771

Назад

Иоганн Кропфганс (Johann Kropfgans) - немецкий лютнист и композитор

  • Родился 14 октября 1708 г. - Бреслау (ныне Вроцлав).
  • Умер в 1771 году. 

Вероятно, свои первые уроки он получил у своего отца, которого также звали Иоганн (родился 12 сентября 1668 года в Нойштадте-на-Орле; умер после 1731 года), который учился у выдающихся лютнистов Ле Сейджа де Рише и С.Л. Вайса и был активным лютнистом и торговцем в Бреслау. Младший брат Иоганна, Иоганн Готфрид (родился в Бреслау 17 декабря 1714 года), также был лютнистом и композитором, и вполне возможно, что из-за таких похожих имен биографии трех музыкантов были несколько перепутаны. Сестра Иоганна Элеонора (родилась в Бреслау 5 ноября 1710 года) также играла на лютне. К 1732 году Кропфганс произвел впечатление на И.Г. Вальтера своей способностью импровизировать, играть на басовой лютне, транспонировать и сочинять музыку для своего инструмента. Вскоре после 1735 года он, как и его отец, стал учеником Вайса, когда поступил в частную капеллу саксонского премьер-министра графа Генриха фон Брюля. В 1737 году он посетил Берлин, а летом 1739 года вместе с Вайсом и Вильгельмом Фридеманом Бахами посетил И.С. Баха в Лейпциге, где, по словам одного из членов семьи, во время их четырехнедельного пребывания звучала "особенная музыка". После смерти Брюля в 1763 году Кропфганс переехал в Лейпциг, где он был активным музыкантом-фрилансером и участником Большого концерта Й.А. Хиллера, регулярно выступая на концертах вплоть до 1769 года. Говорят, что “в этих случаях он демонстрировал свое умение аккомпанировать речитативу на теорбо, и его инструмент пользовался большим спросом во всех операх и ораториях”. Музыка Кропфганса для своего инструмента была обширной, судя по тому, что указано в различных каталогах Breitkopf, но сохранилась лишь незначительная часть. Сохранившиеся сольные произведения - это в основном менуэты или характерные пьесы в легком, галантном стиле, возможно, предназначенные для любителей. Камерная музыка отличается независимостью некоторых партий виолончели. Кропфганс, по-видимому, также специализировался на аранжировках вокальной музыки для лютни; три из четырех наборов аранжировок оперетт Хиллера, перечисленных в каталогах Брайткопфа, вероятно, были его работой.