Кригер, Адам
1634 - 1666
Назад

Адам Кригер (Adam Krieger) - немецкий композитор
- Родился 7 января 1634 г.- Дризен, Франкфурт-на-Одере.
- Умер 30 июня 1666 г. - Дрезден.
С 1650 или 1651 года Кригер жил в Лейпциге в качестве студента-заочника университета и, вероятно, в этот период изучал игру на органе у Шейдта в Галле. Его хорошо знали другие студенты, и он, без сомнения, сочинил для них многие из своих самых рискованных песен. Его профессиональная музыкальная карьера началась в 1655 году, когда он сменил Розенмюллера на посту органиста Николаикирхе в Лейпциге. К 1657 году, когда он опубликовал свой "Ариен", единственный прижизненный сборник своих светских песен, он уже был известен благодаря многочисленным духовным сочинениям, более соответствующим его положению. В том же году Иоганн Георг II, курфюрст Саксонии, пригласил его в Дрезден в качестве личного учителя игры на клавишных инструментах своей дочери, и с тех пор он находился под покровительством этого важного покровителя искусств. Также в 1657 году курфюрст побудил его подать заявление на должность кантора в церкви Томаскирхе в Лейпциге в качестве преемника Тобиаса Михаэля. Однако ему это не удалось, поскольку он отказался подчиняться условиям обучения детей и сочинения музыки по команде. Но он часто преодолевал небольшое расстояние от Дрездена до Лейпцига, чтобы участвовать в музыкальных мероприятиях. С 1658 года и до своей смерти Кригер также служил камергером и придворным органистом в избирательном суде. Он был с готовностью принят собравшимися там литераторами, в первую очередь придворным поэтом Дэвидом Ширмером, с которым он иногда сотрудничал. Однако нет никаких свидетельств того, что у него были какие-либо серьезные контакты со стареющим Шютцем, который удалился от дел и жил в соседнем Вайсенфельсе. Несмотря на то, что Кригер прожил всего 32 года, слава его как композитора песен прочно утвердилась еще до его смерти. 110 песен из двух его основных сборников - это его самая важная музыка, и с их помощью он вывел немецкую песню на новый уровень развития, утвердив итальянскую выразительность в традиции, в которой до сих пор доминировали простые строфические песни под влиянием французских и голландских образцов. Его песни как традиционные, так и более новые. Тексты, некоторые из которых написаны самим Кригером, варьируются от красивых мифологически-пасторальных любовных сцен до непристойных застольных стихотворений. Большинство из них рассчитаны на один голос с продолжением, но пять в более раннем сборнике рассчитаны на два или три голоса, а 15 в сборнике 1676 года - на два-пять голосов. Все они содержат инструментальные ритурнели. Хотя полной копии "Ариен" 1657 года не сохранилось, большая часть ее содержания была реконструирована, главным образом Гельмутом Остхоффом. Только мелодии сохранились в датской коллекции конца XVII века А. Д. Фосса с новыми текстами псалмов. Насколько можно судить, все арии строфичны, построены по слогам и следуют образцам Опица; несколько песен-пародий написаны Ристом и Швигером. Большинство песен "Нового Ариана" строфичны; каждая строфа написана в двоичной или тактовой форме, за ней следует ритурнель для пяти инструментов и континуо (ритурнели к десяти дополнительным произведениям во втором издании были написаны Иоганном Вильгельмом Фурххаймом, который вместе с Ширмером собрал песни). Таким образом, они напоминают простые строфические песни 1657 года, но некоторые из них, с их диалогами, нестрофическими стихами и трогательной выразительностью, более типичны для итальянских образцов. Шляпа монахини с надписью geendet является примером более старого немецкого стиля; она основана на собственном произведении Кригера "Шенстен Блюмен в мире" 1656 года, которое, в свою очередь, основано на голландской песне Якоба Катса и, в конечном счете, на стихотворении Сервантеса. С другой стороны, дуэт "Недружелюбной Мопсы" и “Влюбленного Дафниса” - это диалог в итальянском стиле, нестрофический; он начинается с симфонии, а после фрагментов диалога возвращается дуэтный рефрен. Остхофф предположил, что некоторые из этих драматических пьес первоначально исполнялись в сценических постановках, возможно, в операх, которые в то время были популярны в Дрездене. Это особенно вероятно в случае с самой известной песней из "Нового Ариана", "Тод Адониса", которая представляет собой двусоставную строфическую арию интенсивной выразительности. Песни Кригера оставались популярными вплоть до XVIII века, а некоторые мелодии были превращены в хоралы, некоторые из которых вошли в кантаты Баха.
Ноты сочинений Адама Кригера на сайте библиотеки IMSLP