Кригер, Иоганн
1652 - 1735
Назад

Иоганн Кригер (Johann Krieger) - немецкий композитор и органист
- Крещён 1 января 1652 г. - Нюрнберг.
- Умер 18 июля 1735 г. - Циттау.
Младший брат Иоганна Филиппа Кригера. История семьи Кригер прослеживается в Нюрнберге с конца XVI века по 1925 год, когда последние потомки еще занимались семейным ремеслом изготовления ковров. Главным источником для биографии Иоганна Кригера является Маттесон, который утверждает, что он начал свое музыкальное образование у Генриха Швеммера, вероятно, будучи его учеником в поздней школе при церкви Святого Себальда. Швеммер также был капельмейстером в этой церкви, а Кригер в течение нескольких лет пел дискантом в его хоре; в 1664 году он участвовал в детском балете. С 1661 по 1668 год он брал уроки игры на клавишных у Г.К. Векера (другим учеником которого в то время был Пахельбель). Первые годы карьеры Кригера тесно связаны с состоянием его брата, благодаря которому он получил большинство своих должностей. Маттесон утверждал, что в 1671 году он изучал композицию у своего брата в Цайце (хотя в гражданских документах ни один из них не упоминается) и что в 1672 году он последовал за ним в Байройт, где Иоганн Филипп был назначен придворным органистом. Вскоре его повысили до капельмейстера, и Иоганн занял должность органиста, которую он занимал, по словам Маттесона, до 1677 года; это весьма вероятно, хотя в скудных городских и судебных архивах Байройта о нем ничего не упоминается. Когда в 1677 году Иоганн Филипп стал органистом при дворе в Галле, Иоганн вскоре появился на сцене: вероятно, он некоторое время работал камерным музыкантом в соседнем городе Цайц, прежде чем в 1678 году был назначен капельмейстером графа Генриха I в Грайце. После смерти графа в 1680 году он был назначен капельмейстером соседнего двора герцога Кристиана в Айзенберге. Его последней должностью, которую он занимал в течение 53 лет, была должность органиста Йоханнискирхе и музыкального директора Хори в Циттау. Свою первую службу он отыграл там 5 апреля 1682 года; по словам Маттесона, последнюю - 17 июля 1735 года, за день до своей смерти. Иоганна Кригера хвалили за его контрапунктическое мастерство, особенно за его двойные фуги. Маттесон писал в своей "Музыкальной критике": "Из старых выдающихся мастеров я не знаю ни одного, кто превосходил бы капельмейстера Циттау Иоганна Кригера в этом (написании двойных фуг). Из молодых композиторов я не встречал никого, кто обладал бы таким мастерством в этом, как капельмейстер Гендель". Гендель взял с собой в Англию экземпляр "Анмутиге клавир-Убунг" Кригера; позже он подарил ее своему другу Бернарду Гранвиллу, который оставил в ней следующую запись: “Эта книга написана одним из знаменитых органных музыкантов Германии; мистер Гендель в юности много работал над своим планом и сказал, что Кригер был одним из лучших писателей своего времени для органа”. В отличие от одноименных сборников Кунау (1689 и 1692) и Баха, которые состоят в основном из партит, "Клавир-убунг" Кригера (опубликован в 1698 году, но написан около 1680 года) содержит прелюдии, ричеркары, фуги, фантазии, токкаты и чакону, которые не сгруппированы по тональности.. В этих фугах есть то, что должно было стать основными чертами баховских фуг – эпизоды, ограничение одной темой и индивидуальность темы и ответа, – но им не хватает его амбициозной гармонии и особенно его дара к мелодическому изобретательству. Примером мастерства Кригера как контрапунктиста является четверная фуга № 15, которой предшествуют фуги (№ 11-14) на каждую из четырех тем. В ricercares ответом всегда является инверсия темы. Прелюдии, подобные прелюдиям Кюнау (вступительные части его сюит) и И.К.Ф. Фишера ("Пьесы клавесина", 1696), являются свободным развитием ритмической или гармонической идеи. Второй сборник клавишной музыки Кригера называется "Sechs musicalische Partien", хотя впервые он был опубликован в 1697 году. К сюите фробергеровского типа, состоящей обычно из аллеманды, куранты и сарабанды, а затем заключительной сцены, Кригер добавил группу танцев после сарабанды; Пахельбель, с другой стороны, в своем "Гексахорде Аполлиниса" (1699) поместил добавленную группу перед сарабандой, в то время как Бах поместил ее перед аккомпанементом. гигу. Хотя музыкальная часть, как и клавирная, несколько страдает гармонической бледностью и ритмической медлительностью, Кригер, тем не менее, заслуживает того, чтобы его ставили в один ряд с Фишером, Кунау и Пахельбелем как одного из выдающихся немецких клавишных композиторов поколения, предшествовавшего Баху. Другой опубликованный том Кригера, "Новая музыкальная музыка" (1684), представляет собой большое собрание песен для одного-четырех голосов, все на тексты Кристиана Вайзе. Первая часть содержит 30 строфических священных песен, некоторые из которых сопровождаются инструментальными ритурнелями. Хотя они выдержаны в простом лирическом стиле песен, написанных в то время в Нюрнберге, 34 светские строфические песни второй части имеют более свободные, более орнаментированные мелодические линии, которые соответствуют часто сатирическим текстам Вайзе. Третья часть содержит арии – фактически строфические песни – из пяти зингшпилей, исполнявшихся во время традиционного масленичного фестиваля в Циттау в 1683 и 1684 годах. Также сохранились некоторые тексты и арии из трех других драматических произведений Кригера, исполненных в Циттау в 1688, 1717 и 1721 годах соответственно, и он, вероятно, написал по крайней мере одну оперу для двора Айзенберга. В Циттау не было собственной оперы; зингшпилей исполняли ученики гимназии. Известны названия около 235 духовных вокальных произведений Кригера, но сохранилось только 33, в том числе 12 немецких кантат, две латинские кантаты, несколько переложений Sanctus, различные мотеты, магнификаты, сольные и хоровые концерты. Пять немецких кантат являются для композитора, работающего в рамках нюрнбергской школы, редкими образцами позднего мадригала и смешанных мадригальных стилей, но все они были написаны в 1717 году, и к тому времени речитативы, арии да капо и тексты для мадригала – отличительные черты этих типов кантат – это стало обычной практикой. Кригер, таким образом, не был новатором, но по сравнению с кантатами его брата его кантаты выделяются своими фугальными частями, такими как тройной контрапункт в заключительной части "Джелобет, дочь господина", исполненной в Вайсенфельсе (во время пребывания Иоганна Филиппа на посту капельмейстера) в 1689 году.
Ноты сочинений Иоганна Кригера на сайте библиотеки IMSLP