Кребс, Иоганн Людвиг
1713 - 1780
Назад

Иоганн Людвиг Кребс (Johann Ludwig Krebs) - немецкий композитор и органист
- Родился 12 октября 1713 г. - Буттельштедт, Веймар.
- Умер 1 января 1780 г. - Альтенбург.
Старший из трех сыновей Иоганна Тобиаса Кребса. Он получил свое первое музыкальное образование от своего отца, в том числе уроки игры на органе, еще в 12-летнем возрасте. Улучшение состояния семьи позволило ему поступить в Thomasschule в Лейпциге в июле 1726 года. Он выучился игре на лютне и скрипке, продолжил обучение игре на клавишных и уже в 1730 году все еще пел высокие ноты в хоре. Предвидя, что его восьмилетнее обучение в Thomasschule закончится в 1734 году, он 25 августа 1733 года вместе со своим отцом (который позже ушел в отставку), К.Ф.Э. Бахом и пятью другими претендентами на должность органиста в Санкт-Венцеле, Наумбург; ни он, ни К.Ф.Э. Бах не добились успеха.. Поэтому Школа Томаса продлила срок полномочий Кребса, и год спустя И.С. Бах в свидетельстве от 24 августа 1735 года резюмировал, что его ученик "отличился" в игре на клавире, скрипке и лютне, а также в композиции. Эта специальная рекомендация, несомненно, относится к неизвестной в других отношениях заявке на получение должности, возможно, в Санкт-Катаринен, Цвиккау. В течение следующих двух лет (1735-1737) Кребс читал право и философию в Лейпцигском университете, иногда помогая Баху в церкви Святого Фомы или играя на клавесине в Музыкальном колледже Баха. За свою долгую профессиональную жизнь Кребс провел всего три встречи, и все в районе к югу от Лейпцига. С 1737 по 1743 год он был органистом в церкви Святой Марии в Цвиккау. Ни орган, ни зарплата не были привлекательными, и в 1744 году он переехал в Цайц в качестве органиста замка. За 12 лет, проведенных там, его любимый учитель умер, и Кребс подал заявку на эту должность. Он потерпел неудачу: в игре на органе он был непревзойденным, но Томаскирхе хотел кантора, а не капельмейстера. Наконец, в 1755 году он отправился в замок в соседнем Альтенбурге, чтобы стать органистом при дворе принца Фридриха Гота-Альтенбургского. Тамошний орган был лучше, но жалованье едва ли было таким. Георг Бенда, который прослушивал его на эту должность, написал в консисторию замка: В свете слухов о том, что зарплата органиста в Альтенбурге едва ли превышает ту, которую он получает на своей нынешней должности органиста в Цайце, (Кребс) живет уважительной надеждой, принимая во внимание свою жену и семерых детей, что он мог бы также получать какое-то хлебное или другое вознаграждение натурой. Несмотря на экономическую неопределенность, третье и последнее назначение Кребса ознаменовало самые счастливые годы в его карьере. Оркестровые произведения, такие как струнные симфонии, двойной концерт для клавесина и гобоя и два концерта для лютни (в которых Кребс, возможно, был солистом), свидетельствуют о стимуле, который дала группе Бенда. Требовательные духовые партии в некоторых из его прекрасных фантазий для органа и сольного инструмента, возможно, также исполнялись придворными музыкантами. Несомненно, фантазии и более поздние органные произведения во многом обязаны возможностям большого органа с двумя ручками перспективного дизайна, который Г.Г. Трост установил в замковой церкви с 1735 по 1739 год – “такого прекрасного и превосходного органа”, - писал позже Кребс, "с которым мало кто может сравниться". До переезда в Альтенбург Кребс был активным сторонником органов Готфрида Зильбермана, но он "полюбил придворный орган больше, чем отец", как жаловался органостроитель J.J. Шрамм, когда Кребс не позволил ему играть на нем. Современники хорошо отзывались о Кребсе. Чарльз Берни, например, сообщал, что "М. Кребс из Альтенбурга, ученик Себастьяна Баха, пользовался большим уважением за его полную и виртуозную манеру игры на органе". Форкель считал свои органные сочинения одними из самых важных для своего времени. Другие высоко оценили его экспертные знания в вопросах, связанных с органостроением. Кребс, возможно, не был фаворитом в кругу учеников Баха, как некоторые предполагали; по мнению Шпитты, его место в иерархии было рядом с Альтниколем, будущим зятем Баха. Но Бах определенно относился к нему очень высоко, если в современном каламбуре "Кребс" (раки) и "Бах" (ручей) есть доля правды: "В этом великом ручье был пойман только один рак", о чем К.Ф. Крамер сообщил в журнале "Zeitung der Musik" за 1784 год. Тесная связь между учителем и учеником дала ученым повод быть благодарными и озадаченными. Кребс вместе с другими членами кружка Томаскирхе нашел полезное занятие переписчиком. Его работа в период 1729-1731 гг. Особенно важна, поскольку части, которые он написал тогда для кантат 192, 37 и 140, являются первоисточниками. Другие сочинения Баха в его руках вызвали предположение, что Кребс имел доступ к музыкальному наследию Баха. Леффлер, например, чье исследование жизни и творчества Кребса было столь обширным, считал, что так обстоит дело с уникальной кребсовской копией "Фантазии и фуги до минор" Баха, bwv537. На самом деле большая часть рукописи находится в руках Тобиаса Кребса, предположительно скопирована, когда он учился у Баха; О'Доннелл утверждает, что повторение фугированной экспозиции, которую Людвиг написал 10 января 1751 года, в лучшем случае представляет собой лишь импровизированное решение для незаконченной, но в остальном "благородной" и "сбалансированной" работы. Другие проблемы касаются подлинности произведений, которые находятся в руках как Баха, так и Людвига Кребса или имеют их авторские права. Х.-Я. Шульце обнаружил, что трио до минор bwv585 было составлено не человеком, а Дж.Ф. Фашем. Титтель считает, что хорал " Мы верим всем в единого Бога" в схожих постановках в четырех частях (Кребс) и пяти (Бах, bwv740) является одновременно первой. Восемь коротких прелюдий и фуг Баха bwv553-60 также приписывались Тобиасу и Людвигу; по стилистическим соображениям ни то, ни другое не представляется вероятным. Только горстка учеников Баха, ставших профессиональными органистами, писала для этого инструмента, и среди них выделяются Кребс и Дж.Г. Киттель. Композиции Кребса более разнообразны в свободных формах, токкатах и трио, а также в разнообразии хоральных произведений. Органные произведения более молодого и плодовитого Киттеля (который также скопировал очень много органных произведений Кребса) предвосхищают новые течения доклассических изменений. Стиль музыки Кребса, с другой стороны, отражает переходный период, в котором он жил. Некоторые из его произведений, такие как "Хорал Иисуса", "Моя радость" для гобоя и органа, выполнены в форме Баха; другие демонстрируют закваску под влиянием галантного стиля. Но даже в своих самых теплых мелодичных произведениях он не мог полностью отрицать контрапунктическое влияние своей юности. Немногие из второстепенных композиторов середины века разделяют его склонность к контрапункту. Некоторые из органных произведений смоделированы по образцу работ его учителя. Токката Баха в F bwv540, несомненно, послужила стимулом для ми мажорной токкаты Кребса; токката в C bwv564 для прелюдии в C; и так далее. В целом его фуги тщательно проработаны, но демонстрируют несколько штрихов оригинальности. Кажется, он рассматривал их скорее как образцы искусства ремесленника, чем ремесла художника. Одна фуга на B-A-C-H отдает прямое почтение своему учителю. Хоралы и фантазии для органа и сольного инструмента демонстрируют более последовательный уровень изобретательности, и в случае с фантазиями нет аналогов в музыке Г.Ф. Кауфмана, И.Баха, Г.А. Гомилиуса и других, которые писали для таких комбинаций инструментов. Фантазия Кребса фа минор для гобоя и органа заслуженно получила высокую оценку Зитца и вполне может быть одним из его самых выразительных произведений в любой форме. В отличие от органных сочинений, большинство фортепианных произведений Кребса были опубликованы при его жизни. Они варьируются по стилю от более простых настроек немецких хоралов в клавире Ubung до сложных примеров во "французском и итальянском вкусах". Заманчиво предположить, что, как и Бах до него, он хотел оставить репрезентативную антологию произведений во всех современных идиомах, чтобы продемонстрировать, что он свободно владеет всеми стилями. Его концерт ля-минор для двух клавесинов, пожалуй, превосходит сольные произведения; он написал его для Дрезденского двора, где выступал в 1753 году. Рассказ Гербера о его успехе, несомненно, верен, поскольку вдохновение Кребса остается удивительно высоким не только в живом диалоге внешних движений, но и в привлекательном медленном движении; здесь слияние барокко и галантности чрезвычайно хорошо продумано. То же самое можно сказать и о сонатах Кребса для одной и двух флейт и клавесина, где его мастерство контрапунктиста снова спасает его от написания музыки просто пустой элегантности. Большая часть оркестровой и хоровой музыки ждет современных изданий. Блестящее клавесинное исполнение двойного концерта си минор отдает дань уважения Пятому Бранденбургскому концерту Баха и вступительному припеву кантаты "Готт феррет ауф" на bwv51. Пятичастный мотет " Исследуй меня, Бог" - это сильное произведение в русле полифонической традиции Баха, однако без каких-либо очевидных выводов из собственных мотетов Баха. С другой стороны, открытие оратории в память о королеве Марии Иосифе Польской обещает быть удачным с торжественным и пронзительным припевом, но затем растворяется в череде беглых, но довольно поверхностных арий и дуэтов. Несмотря на это, написание здесь и в его более коротких хоровых произведениях никогда не было менее компетентным. Он был слишком искусным мастером, чтобы позволить даже случайным деталям превратиться в просто небрежные жесты. Все трое оставшихся в живых сыновей Кребса были музыкантами, старшим из которых был Иоганн Готфрид Кребс. Карл Генрих Готлиб Кребс (1747-1793) был придворным органистом в Айзенберге с 1774 года; его сочинения не сохранились. Эренфрид Кристиан Трауготт Кребс (1753-1804) сменил своего отца на посту придворного органиста в Альтенбурге с 1780 года и опубликовал сборник из шести органных хоральных прелюдий (Лейпциг, 1787); он также написал юбилейную кантату ("Потерянная музыка") на текст, опубликованный в Альтенбурге в 1793 году. Его сын, Фердинанд Трауготт Кребс, был удостоен должности "миттельорганиста" в Альтенбурге в 1808 году, но больше о нем ничего не известно.
Ноты сочинений Иоганна Людвига Кребса на сайте библиотеки IMSLP