Кёнигспергер, Марианус
1708 - 1769

Назад

Königsperger, Marianus

Портрет композитора Марианус Кёнигспергер

  • Дата рождения: 4 декабря 1708
  • Место рождения: Родинг, рядом с Регенсбургом
  • Дата смерти: 9 октября 1769
  • Место смерти: Прюфенинг, рядом с Регенсбургом

Биография

Марианус Кёнигспергер был немецким композитором. Сын мастера по изготовлению музыкальных инструментов, он поступил в бенедиктинское аббатство Прюфенинг как хорист. Его музыкальный талант оказался настолько выдающимся, что он отказался от изучения теологии и посвятил себя музыке. Войдя в бенедиктинский орден, он стал органистом и дирижёром хора в Прюфенинге в 1734 году, оставшись на этом посту на всю жизнь. При вступлении в аббатство он принял имя Марианус, отказавшись от своих крещальных имён Иоганн Эрхард, которые больше никогда не использовал в связи с музыкальной деятельностью. С 1740 года до конца жизни он выпускал многочисленные публикации, в основном церковную музыку, включая также симфонии и клавирные произведения. Прибыль от продажи почти сорока публикаций позволила ему финансировать строительство нового хорального органа, улучшение главного органа, пополнение библиотеки аббатства и издание научных трудов его собратьев-монахов.

Марианус пользовался широкой популярностью и считался одним из самых плодовитых композиторов своего поколения на юге Германии. Его музыка получила большое распространение, а издатель из Аугсбурга Й.Й. Лоттер, выпустивший большинство его произведений, называл их краеугольным камнем своего издательского успеха. Говорят, что Кёнигспергер сделал больше любого другого композитора для повышения музыкального уровня в баварских сельских церквах. Его популярность была долгосрочной и широкой: даже в последнем каталоге Лоттера за 1820 год упоминается его "Сельская месса", когда музыка его современников уже не печаталась. Он также имел значительную местную репутацию как органист.

Творчество

Марианус Кёнигспергер принадлежал ко второму поколению композиторов, пишущих в стиле баварской церковной музыки XVIII века. Этот стиль, распространённый в публикациях литургической музыки для приходских хоров с ограниченными ресурсами, отличался компактностью, соблюдением литургических норм, мелодичностью, отсутствием контрапунктовой сложности в хоре и простыми сольными партиями. Обычно сочинения включали сольные партии SATB, хор, две скрипки и бассо континуо, с дополнительными трубами и ударными по желанию. К середине 1740-х годов стиль начал развиваться в двух направлениях: одни композиторы писали более сложную музыку для хорошо оснащённых городских или монастырских церквей, другие, ориентированные на средние сельские приходские церкви, упрощали стиль ещё больше.

В ранних публикациях Кёнигспергера стиль был наиболее однородным и выразительным. Его вечерние псалмы демонстрируют способность создавать широкие мелодии как для хора, так и для солистов, с использованием принципов риторно для связного исполнения псалмов. В поздних псалмах 1750 года мелодическая выразительность снижается, а чувство формы и баланса ослабевает. В его месах различие между стилями особенно заметно: хоровые партии коротки и часто однообразны, сольные части — полностью разработанные арии да капо, требующие высокой техники исполнения. В более поздних произведениях он использовал быстрые повторяющиеся аккорды для хора и минимально применял чередование сольных и хоровых партий, характерное для раннего баварского церковного стиля.

Светская музыка Кёнигспергера сохранилась мало. Его прелюдии и фуги на восьми тонах показывают владение контрапунктом и интерес к хроматической гармонии, редко встречающейся в его церковных сочинениях. Несмотря на возможно чрезмерную репутацию, его музыка удовлетворяла публику, и он выделялся среди южнобаварских композиторов, пишущих для приходских церквей.

Произведения

Священные произведения

  • "Священный одеум, или 33 священные песни" ("Odeum sacrum, sive 33 cantilenae sacrae")
  • "Десятиструнные, или 10 торжественных месс с двумя сельскими мессами и гимном 'Приди, Дух Святой'" ("Decachordon sive 10 missae solemnes… una cum hymno Veni Sancte Spiritus")
  • "Мягкая Филомела, 8 офферторий" ("Philomela suaviter … 8 offs")
  • "Плач Давида и Мариан, или псалом 'Помилуй меня' и 'Стояла Мать Скорбящая'" ("Threnodia Davidica et Mariana, seu psalmus Miserere et planctus Stabat mater")
  • "6 певческих литургий, к которым добавлены 10 торжественных месс" ("6 liturgiae canorae sive 6 missae praemissis 10 solemnioribus additae")
  • "Вечерняя жертва" ("Sacrificium vespertinum")
  • "Священные радости деревни, или 6 сельских месс" ("Sacrae ruris deliciae, seu 6 missae rurales")
  • "Лоретанские молитвы, 6 торжественных литаний" ("Mariale lauretanum, complectens 6 solemnes lytanias")
  • "Звонкие тарелки, 17 офферторий" ("Cymbala benesonantia, 17 off")
  • "Звонки торжества, или 6 торжественных месс с 'Тебе Богу' и литаниями" ("Cymbala jubilationis, sive 6 missae solemniores cum … Te Deum")
  • "Марианский траур, или 6 'Стояла Мать Скорбящая'" ("Luctus Marianus … sive 6 Stabat mater")
  • "Евхаристический сборник с 4 офферториями, песнями и ариями" ("Eucharisticon complectens 4 off de SS Sacramento … 1 aria de passione domini")
  • "Радость деревенской церкви, вечерни с псалмами" ("Sacra ruris laetitia, sive vesperae rurales")
  • "Цитара Давида, вечерние псалмы для праздников и святых" ("Cythara Davidica qua psalmi vespertini")
  • "Торжественные литургические мессы, 6 месс с гимном 'Приди, Дух Святой'" ("Jubilatio lyturgica … sive 6 missae solemniores cum hymno Veni Sancte Spiritus")
  • "Эхо Марианской Лоретанской литании" ("Echo Marialis lauretani resonans 6 lytaniis solemnibus de BVM")
  • "Марианский жаворонок, 6 сельских литаний и 4 арии" ("Alauda Mariana 6 lytanias rurales et 4 arias laetis modulis")
  • "Лес церковный, 2 мессы реквием и 2 Либера" ("Lessus ecclesiae in 2 missis de requiem et 2 Libera")
  • "Да прославится Иисус Христос, офферторий" ("Laudetur Jesus Christus sive offertorium")
  • "Двойной текст оффертория" ("Offertorium duplicis textus")
  • "Утренняя жертва, 6 торжественных месс" ("Sacrificium matutinum 6 missis solemnibus")
  • "Бенедиктинская Филомела, 10 кантат о Пресвятой Деве" ("Philomela benedictina sive 10 cantate de BVM")
  • "Полная плодотворная олива, 6 торжественных месс, последняя — реквием" ("Oliva plena fructifera … constans 6 missis solemnibus")
  • "6 торжественных месс, последняя — реквием" ("VI missae solemnes quarum ultima de requiem")
  • "Вечерние псалмы, 2 вечерни с псалмами Девы Марии, 4 Мариины антифоны" ("Psaltes vespertinus … seu 2 Vesperae de dominica cum psalmis de BVM … 4 antiphonae Marianae")
  • "Суббота покоя, 2 мессы с двумя офферториями и 'Тебе Богу'" ("Sabbathum requietionis … seu 2 missae … cum offertoriis duobus … una cum Te Deum")
  • "Вечерня с псалмами Девы Марии, 4 антифоны" ("Il Vesperae de dominica cum psalmis de BVM … IV antiphonae Mariae")
  • "Сельская месса" ("Missa pastoritia")

Светские произведения

  • "Струны, ведущие аккорды, или 12 концертных сонат для торжественных месс" ("Chordae corda trahentes, seu 12 sonatae concertantes pro missis solemnibus")
  • "Вкусная пища, или 10 симфоний" ("Cibus sapidus … seu 10 symphoniae")
  • "Музыкальное соревнование, 6 общих концертов и 2 пастырских" ("Certamen musicum complectens 6 concerta communia et 2 pastoritia")
  • "Прелюдия с фугой в лёгком тоне, 8 частей" ("Praeambulum cum fuga [I to VIII] toni facili methodo elaboratum")
  • "Хорошо обученный клавирный ученик, прелюдии, версеты, арии" ("Der wohl-unterwiesene Clavier-Schüler [preludes, versets, arias]")
  • "Клавирная борьба пальцев, прелюдия и фуги" ("Finger-Streit oder Clavier-Übung durch ein Praeambulum und Fugen")

Ноты сочинений Мариануса Кёнигспергера на сайте библиотеки IMSLP