Кёнигспергер, Марианус
1708 - 1769
Назад
Königsperger, Marianus
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Марианус Кёнигспергер был немецким композитором. Сын мастера по изготовлению музыкальных инструментов, он поступил в бенедиктинское аббатство Прюфенинг как хорист. Его музыкальный талант оказался настолько выдающимся, что он отказался от изучения теологии и посвятил себя музыке. Войдя в бенедиктинский орден, он стал органистом и дирижёром хора в Прюфенинге в 1734 году, оставшись на этом посту на всю жизнь. При вступлении в аббатство он принял имя Марианус, отказавшись от своих крещальных имён Иоганн Эрхард, которые больше никогда не использовал в связи с музыкальной деятельностью. С 1740 года до конца жизни он выпускал многочисленные публикации, в основном церковную музыку, включая также симфонии и клавирные произведения. Прибыль от продажи почти сорока публикаций позволила ему финансировать строительство нового хорального органа, улучшение главного органа, пополнение библиотеки аббатства и издание научных трудов его собратьев-монахов.
Марианус пользовался широкой популярностью и считался одним из самых плодовитых композиторов своего поколения на юге Германии. Его музыка получила большое распространение, а издатель из Аугсбурга Й.Й. Лоттер, выпустивший большинство его произведений, называл их краеугольным камнем своего издательского успеха. Говорят, что Кёнигспергер сделал больше любого другого композитора для повышения музыкального уровня в баварских сельских церквах. Его популярность была долгосрочной и широкой: даже в последнем каталоге Лоттера за 1820 год упоминается его "Сельская месса", когда музыка его современников уже не печаталась. Он также имел значительную местную репутацию как органист.
Марианус Кёнигспергер принадлежал ко второму поколению композиторов, пишущих в стиле баварской церковной музыки XVIII века. Этот стиль, распространённый в публикациях литургической музыки для приходских хоров с ограниченными ресурсами, отличался компактностью, соблюдением литургических норм, мелодичностью, отсутствием контрапунктовой сложности в хоре и простыми сольными партиями. Обычно сочинения включали сольные партии SATB, хор, две скрипки и бассо континуо, с дополнительными трубами и ударными по желанию. К середине 1740-х годов стиль начал развиваться в двух направлениях: одни композиторы писали более сложную музыку для хорошо оснащённых городских или монастырских церквей, другие, ориентированные на средние сельские приходские церкви, упрощали стиль ещё больше.
В ранних публикациях Кёнигспергера стиль был наиболее однородным и выразительным. Его вечерние псалмы демонстрируют способность создавать широкие мелодии как для хора, так и для солистов, с использованием принципов риторно для связного исполнения псалмов. В поздних псалмах 1750 года мелодическая выразительность снижается, а чувство формы и баланса ослабевает. В его месах различие между стилями особенно заметно: хоровые партии коротки и часто однообразны, сольные части — полностью разработанные арии да капо, требующие высокой техники исполнения. В более поздних произведениях он использовал быстрые повторяющиеся аккорды для хора и минимально применял чередование сольных и хоровых партий, характерное для раннего баварского церковного стиля.
Светская музыка Кёнигспергера сохранилась мало. Его прелюдии и фуги на восьми тонах показывают владение контрапунктом и интерес к хроматической гармонии, редко встречающейся в его церковных сочинениях. Несмотря на возможно чрезмерную репутацию, его музыка удовлетворяла публику, и он выделялся среди южнобаварских композиторов, пишущих для приходских церквей.
Священные произведения
Светские произведения
Ноты сочинений Мариануса Кёнигспергера на сайте библиотеки IMSLP