Кёниг, Иоганн Бальтазар
1691 - 1758

Назад

König, Johann Balthasar

Портрет композитора Иоганн Бальтазар Кёниг

  • Дата рождения: 28 января 1691 (крещен)
  • Место рождения: Вальтерсхаузен, около Готы
  • Дата смерти: 2 апреля 1758 (похоронен)
  • Место смерти: Франкфурт

Биография

Иоганн Бальтасар Кёниг был немецким композитором. В детстве он вступил в городскую капеллу Франкфурта, где пел под руководством Г.К. Страттнера. Когда в 1712 году его место занял Георг Филипп Телеманн, Кёниг начал работать у него как переписчик и изучал его стиль, предположительно беря у него уроки. В 1718 году Телеманн стал крёстным отцом сына Кёнига. После отъезда Телеманна в Гамбург в 1721 году Кёниг занял пост музыкального директора при церкви Святой Екатерины, второй по значимости церкви Франкфурта, оставаясь при этом членом городской капеллы, теперь под управлением Г.К. Бодинуса. Он также играл на виолончели и пел в хоре при церкви Берхфюссеркирхе без оплаты, что свидетельствует о его роли помощника капельмейстера у Бодинуса, которого он фактически сменил в 1727 году. Работая в двух главных церквах и в должности городского музыкального директора, Кёниг достиг уровня Телеманна и успешно восстановил качество музыкальных выступлений после упадка при Бодинусе. Среди произведений, которые он дирижировал, были оратория Телеманна "Царский пророк Давид" (в 1733 и 1739 годах) и одна из пассий Телеманна (1739).

Кёниг уделял больше внимания основным обязанностям протестантского церковного музыканта, чем его образец, и стремился улучшить пение прихожан. Ещё до получения влиятельного положения он представил городскому совету свои предложения в виде меморандума "Несущественное предложение, как исправить плохое пение в церквях Франкфурта" (1724). Его самым важным вкладом стало издание "Гармонического сокровища песен" (1738), самого полного гимнальника XVIII века, содержащего почти 2000 мелодий с бассо континуо. Он адаптировал многие старые мелодии к моде своего времени, сглаживая неровные ритмы и придавая модальным мелодиям мажорно-минорный контур и гармонии. Около 290 мелодий, впервые появившихся в этой коллекции, вероятно, принадлежали самому Кёнигу. Три из них продолжают исполняться в Германии, а три известны в англиканских гимнальниках* как "Tempest", "Evangelists" и "Franconia". Церковные кантаты Кёнига ещё подлежат каталогизации; их сходство с произведениями Телеманна и работа Кёнига как переписчика привели к ошибочным приписываниям обоим композиторам. Дополнительную путаницу вызвала привычка Кёнига переписывать отдельные арии или хоралы из кантат Телеманна и использовать их снова, иногда с другими текстами, в новом контексте.

Творчество

Кёниг создавал музыку преимущественно для протестантской церкви и гражданских торжеств, стремясь объединить высокий уровень исполнения с практическим использованием для прихожан. Он совершенствовал пение приходских хоралов и обновлял старые мелодии, придавая им современный гармонический и ритмический облик. Его "Гармоническое сокровище песен" стало важнейшей музыкальной коллекцией XVIII века и образцом комплексного подхода к редактированию, адаптации и гармонизации старинных и новых гимнов. Музыкальный стиль Кёнига отличается простотой и ясностью, с тщательной проработкой гармонических линий и ритмической структуры, что делало его произведения доступными для исполнения как профессионалами, так и аматорами.

Произведения

  • "Гармоническое сокровище песен, или общий евангелический хоральник" ("Harmonischer Lieder-Schatz, oder Allgemeines evangelisches Choral-Buch") — почти 2000 мелодий с бассо континуо (Франкфурт, 1738, увеличенное издание 1750, 1767), включая около 290 мелодий, вероятно принадлежащих Кёнигу
  • "Ах, Иисус идёт к своим мукам" ("Ach, Jesus geht zu seiner Pein") — 4 голоса, хор 4 голоса, 2 флейты, 2 гобоя, 2 скрипки, альт, виола, орган
  • "Все, кто желает жить благочестиво" ("Alle die gottselig leben wollen")
  • "К радости, вы, радостные звуки" ("Auf zur Lust, ihr frohen Thöne")
  • "Счастливая встреча" ("Beglücktes Begegnen")
  • "Благодарите Господа" ("Dancket dem Herren")
  • "Истина — это небесный свет" ("Die Wahrheit ist ein himmlisch Licht")
  • "Браки следует считать счастливыми" ("Ehen sind beglückt zu nennen")
  • "Как олень" ("Gleichwie ein Hirsch")
  • "Бог — наша уверенность" ("Gott ist unsre Zuversicht")
  • "Аллилуйя! Он жив" ("Halleluja! er lebt")
  • "Аллилуйя, восхваляйте слуг Господних" ("Halleluja, laudate servi Domini")
  • "Господь Иисус, Ты чудесен" ("Herr Jesu, der du wunderbar")
  • "Господи, пошли Создателя добродетели" ("Herr sende den Schöpfer der Tugend")
  • "Я не боюсь" ("Ich fürchte mich nicht")
  • "Я поднимаю глаза свои" ("Ich hebe meine Augen auf")
  • "Я взываю к Тебе, Боже" ("Ich schreye, Gott, zu dir")
  • "Возлюбленные, давайте жить дружно" ("Ihr Lieben lasset uns untereinander")
  • "Придите ко мне" ("Kommt her zu mir")
  • "Придите к трапезе Господней" ("Kommet zum Mahle des Herren")
  • "Давайте же славить Господа" ("Lasset uns doch den Herrn")
  • "Свет моей веры слаб" ("Mein Glaubenslicht ist schwach")
  • "Страсти моего Иисуса" ("Meines Jesu Passion")
  • "О святое время" ("O heilige Zeit")
  • "Так звучит новый орган" ("So schallt der neuen Orgel Thon")
  • "Отче наш на небесах" ("Vater unser im Himmelreich")
  • "Напрасно ищут покой" ("Vergeblich suchet man die Ruh")
  • "Кто любит меня" ("Wer mich liebet")
  • "Это день" — мотет ("Dies ist der Tag")
  • "Бог сохранит меня" — кантата ("Gott wird mich erhalten")
  • "Покой мягко в твоей гробнице" — погребальная ария ("Ruhe sanfft in deiner Gruft")
  • "Живут ли пастухи" — пасторальная пьеса ("Vitae vivunt quam pastores")
  • 18 императорских траурных и праздничных кантат, 1740–1747, музыка утрачена
  • "Марш" — 3 инструмента (? 2 гобоя, фагот), 1728

----------

*Англиканские гимнальники — это сборники церковных песен и гимнов, используемые в англиканской церкви, то есть в государственной церкви Англии (Church of England) и её филиалах по всему миру.

Основное назначение таких гимнальников:

  1. Служебные гимны — для использования в богослужениях, молитвах, процессиях, праздниках церковного календаря.
  2. Песнопения для прихожан — обычно рассчитаны на коллективное исполнение хором и всей общиной.
  3. Музыкальные указания — включают мелодию гимна, часто с бассо континуо или аккомпанементом для органа.

Примеры таких сборников:

  • Hymns Ancient and Modern (1851) — один из самых известных англиканских гимнальников XIX века.
  • The English Hymnal (1906) — популярный сборник гимнов для церквей Англии и их приходов.

То есть, когда в источниках говорится, что мелодии Кёнига встречаются в англиканских гимнальниках, это значит, что его мелодии использовались или адаптировались для богослужений в англиканской традиции.

Ноты сочинений Иоганна Бальтазара Кёнига на сайте библиотеки IMSLP