Кёниг, Иоганн Бальтазар
1691 - 1758
Назад
König, Johann Balthasar
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Бальтасар Кёниг был немецким композитором. В детстве он вступил в городскую капеллу Франкфурта, где пел под руководством Г.К. Страттнера. Когда в 1712 году его место занял Георг Филипп Телеманн, Кёниг начал работать у него как переписчик и изучал его стиль, предположительно беря у него уроки. В 1718 году Телеманн стал крёстным отцом сына Кёнига. После отъезда Телеманна в Гамбург в 1721 году Кёниг занял пост музыкального директора при церкви Святой Екатерины, второй по значимости церкви Франкфурта, оставаясь при этом членом городской капеллы, теперь под управлением Г.К. Бодинуса. Он также играл на виолончели и пел в хоре при церкви Берхфюссеркирхе без оплаты, что свидетельствует о его роли помощника капельмейстера у Бодинуса, которого он фактически сменил в 1727 году. Работая в двух главных церквах и в должности городского музыкального директора, Кёниг достиг уровня Телеманна и успешно восстановил качество музыкальных выступлений после упадка при Бодинусе. Среди произведений, которые он дирижировал, были оратория Телеманна "Царский пророк Давид" (в 1733 и 1739 годах) и одна из пассий Телеманна (1739).
Кёниг уделял больше внимания основным обязанностям протестантского церковного музыканта, чем его образец, и стремился улучшить пение прихожан. Ещё до получения влиятельного положения он представил городскому совету свои предложения в виде меморандума "Несущественное предложение, как исправить плохое пение в церквях Франкфурта" (1724). Его самым важным вкладом стало издание "Гармонического сокровища песен" (1738), самого полного гимнальника XVIII века, содержащего почти 2000 мелодий с бассо континуо. Он адаптировал многие старые мелодии к моде своего времени, сглаживая неровные ритмы и придавая модальным мелодиям мажорно-минорный контур и гармонии. Около 290 мелодий, впервые появившихся в этой коллекции, вероятно, принадлежали самому Кёнигу. Три из них продолжают исполняться в Германии, а три известны в англиканских гимнальниках* как "Tempest", "Evangelists" и "Franconia". Церковные кантаты Кёнига ещё подлежат каталогизации; их сходство с произведениями Телеманна и работа Кёнига как переписчика привели к ошибочным приписываниям обоим композиторам. Дополнительную путаницу вызвала привычка Кёнига переписывать отдельные арии или хоралы из кантат Телеманна и использовать их снова, иногда с другими текстами, в новом контексте.
Кёниг создавал музыку преимущественно для протестантской церкви и гражданских торжеств, стремясь объединить высокий уровень исполнения с практическим использованием для прихожан. Он совершенствовал пение приходских хоралов и обновлял старые мелодии, придавая им современный гармонический и ритмический облик. Его "Гармоническое сокровище песен" стало важнейшей музыкальной коллекцией XVIII века и образцом комплексного подхода к редактированию, адаптации и гармонизации старинных и новых гимнов. Музыкальный стиль Кёнига отличается простотой и ясностью, с тщательной проработкой гармонических линий и ритмической структуры, что делало его произведения доступными для исполнения как профессионалами, так и аматорами.
----------
*Англиканские гимнальники — это сборники церковных песен и гимнов, используемые в англиканской церкви, то есть в государственной церкви Англии (Church of England) и её филиалах по всему миру.
Основное назначение таких гимнальников:
Примеры таких сборников:
То есть, когда в источниках говорится, что мелодии Кёнига встречаются в англиканских гимнальниках, это значит, что его мелодии использовались или адаптировались для богослужений в англиканской традиции.
Ноты сочинений Иоганна Бальтазара Кёнига на сайте библиотеки IMSLP