Кнюпфер, Себастьян
1633 - 1676

Назад

Себастьян Кнюпфер (Sebastian Knüpfer) - немецкий композитор

  • Родился 6 сентября 1633 г. - Аш, Бавария (ныне Аш, Чехия).
  • Умер 10 октября 1676 г. - Лейпциг. 

Он был выдающимся кантором церкви Томаскирхе в Лейпциге и музыкальным руководителем города. Большая часть биографических данных о Кнюпфере взята из опубликованного некролога. Сначала он учился музыке у своего отца, кантора и органиста в Аше. Он также регулярно занимался с неустановленным преподавателем, жившим неподалеку от Аша, у которого приобрел прочные знания и любовь к ряду учебных дисциплин. В возрасте 13 лет он поступил в гимназию Поэтикум в Регенсбурге и оставался там в течение восьми лет. За этот необычно долгий период он хорошо изучил музыкальные традиции города (например, творчество Андреаса Раселиуса), учился игре на органе, возможно, у Августина Граденталера, и освоил ряд гуманитарных дисциплин, особенно поэтическое искусство и филологию. Его способности в студенческие годы поддерживались стипендиями города Регенсбурга, и он был высоко оценен влиятельными сотрудниками гимназии и городского совета, некоторые из которых дали ему положительные отзывы, когда он переехал в Лейпциг в 1654 году. Неизвестно, почему он поступил туда, но, учитывая его давнее желание совершенствовать свой ум, возможно, это было связано с тем, что он планировал поступить в университет. Однако он этого не сделал. В течение первых нескольких лет учебы в Лейпциге он давал уроки музыки и пел басом в церковных хорах, проявив достаточный талант, чтобы исполнять сольные партии. Он подал заявку на должность томаскантора, когда Тобиас Майкл умер 26 июня 1657 года, и был назначен 17 июля; среди четырех других кандидатов, которым он отдал предпочтение, был Адам Кригер. В Кнюпфере церковь Томаскирхе нашла кантора, а город Лейпциг - музыкального директора, который соответствовал музыкальному и интеллектуальному уровню Кальвизиуса и Шайна, двух предшественников Михаэля. За время его 19-летнего пребывания на этом посту Лейпциг вновь стал ведущим музыкальным городом центральной Германии после резкого упадка, вызванного Тридцатилетней войной, длительной шведской оккупацией города и затяжной болезнью Майкла. Таким образом, Кнюпфер положил начало последнему периоду музыкального расцвета в Лейпциге, кульминацией которого стала карьера трех его преемников - Шелле, Кунау и Баха. Хотя он никогда не был студентом университета, он продолжал изучать философию и филологию вместе с преподавателями и считался членом академического сообщества. Его хвалили за знание классических источников по музыке, которые он почерпнул из изданий Мейбома, опубликованных в 1652 году; он изучал трактаты, в частности, Гвидо из Ареццо, Боэция, Берно из Райхенау и Кирхера. В дополнение к своей плодотворной карьере кантора, он, как известно, ездил в Галле, чтобы сочинить собственную музыку для открытия новых органов, для Маркткирхе 15 февраля 1664 года и Ульрихскирхе 16 ноября 1675 года; также он руководил музыкальной программой к столетию гимназии Галле 17 августа 1665 год. В круг его коллег-музыкантов входили многие выдающиеся деятели немецкой музыки XVII века, такие как Пецель, Розенмюллер и Й.К. Хорн, и он, возможно, был знаком с Шютцем. О том, что он считался одной из ведущих интеллектуальных фигур Лейпцига, свидетельствует необычная честь, которую ему оказали на академических похоронах в университете, хотя он никогда официально не был связан с этим.

Работы Кнюпфера почти полностью состояли из священных писаний на латинские или немецкие тексты. Многие из них утеряны, а из тех, что сохранились, лишь немногие были опубликованы в современных изданиях. Большинство из них выдержаны в традиционном стиле и форме вокального концерта 17-го века, вобрав в себя многие характерные черты аналогичных произведений Шютца, хотя и без следов уникального индивидуального стиля последнего. Крупные хоровые формы дополняются большим оркестром (чаще всего это две скрипки, три альта, фагот с континуо, кларнеты, тромбон и литавры), который поддерживает хоровые партии, а также создает всевозможные красочные концертные эффекты. Хоровое сочинение может быть как сильно хордовым, так и сложным полифоническим, и существует ряд гораздо более простых согласованных пассажей для солистов, поддерживаемых только континуумом. Кнюпфер часто основывал свои немецкие произведения на тексте и мелодии хорала, и он был мастером извлекать контрапунктические идеи из мотивной фрагментации хорала. Во многих из этих произведений хоральные куплеты трактуются так же, как и в более поздних немецких кантатах. Каждый куплет исполняется отдельно. За вступительной хоровой частью, обычно объемной и часто повторяющейся в конце произведения, следуют части, предназначенные для солистов. Это часто ариозо или фугированное сочинение, в котором мелодия хорала передается между голосами в дуэте или трио – техника, сходная с той, что используется в органных хоральных прелюдиях Баха. Другие части демонстрируют драматическое использование экспрессивного речитатива: хороший пример тому - “Верующий в Эдома Кемма”. Музыка Кнюпфера в первую очередь серьезна и глубоко религиозна, хотя он и опубликовал сборник светских мадригалов и канцонетт, которые написал для студента университета, с которым работал в лейпцигской музыкальной коллегии. Его контрапунктическое мастерство, мощная драматургия его тематических идей, блестящая инструментовка и разнообразие вокальных партитур - все это создает впечатление о нем как о достойном предшественнике Баха, многие из лейпцигских церковных кантат которого принадлежат к традиции, впервые развитой Кнюпфером.

Ноты сочинений Себастьяна Кнюпфера на сайте библиотеки IMSLP