Кнёфель, Иоганн
1525 - 1617

Назад

Иоганн Кнёфель (Johann Knöfel) - немецкий композитор и органист

  • Родился между 1525 и 1530 г. - Лаубань, Силезия (Любинь, Польша).
  • Умер после 21 апреля 1617 г. - Прага. 

Биографические данные органиста Каспара Крумбхорна (р. 1542) свидетельствуют о том, что Кнёфель был кантором лютеранской средней школы имени Валентина Троцендорфа в Гольдберге (ныне Злотория), Силезия, когда ему было около 30 лет, а Крумбхорн был его учеником. Ко времени своей женитьбы, 21 июня 1569 года, он стал капельмейстером герцога Генриха V Лигница, Брига и Гольдберга. В предисловии к своим "Dulcissimae cantiones" (1571), которое он посвятил герцогу, он подтвердил свою приверженность лютеранской доктрине, принятой церквями Бреслау (ныне Вроцлав) в первые годы Реформации, а в 1575 году посвятил свою "Cantus choralis" (1575) – "Песнь песнопений" (1575), посвященную лютеранской церкви Бреслау (ныне Вроцлав). полная подготовка соответствующих песнопений для праздников церковного года – в городском совете Бреслау. Посвящение мессы на мессу Ласса "В моем путешествии" (1562) показывает, что к 1579 году он был капельмейстером курфюрста пфальца Людвига VI в Гейдельберге; в посвящении к своим "Cantiones piae" (1580) он заявил, что был назначен незадолго до этого. В 1583 году, после смерти Людвига VI, курфюрст Иоганн Казимир восстановил кальвинизм в Пфальце, а лютеранин Кнёфель был лишен своего поста и вернулся в Силезию. Вскоре после этого он переехал в Прагу: в 1592 году в предисловии к своим "Новым мелодиям" он написал, что уже жил там некоторое время. В том году он был органистом и кантором в школе Святого Генриха, которая славилась своим хором. О нем больше ничего не слышно до 1617 года, когда в гражданских архивах Клагенфурта появилась запись, подтверждающая, что он был еще жив: 21 апреля того же года власти Каринтии одобрили выплату Иоганну Кнефелиусу "30 флоринов за его преданность делу", что не исключает возможности того, что он продолжал жить в Клагенфурте. Прага. Музыкальный стиль Кнёфеля основан на стиле Ласса. За исключением "Новой немецкой песни" (1581) и нескольких гимнов, которые также написаны на немецком языке, он использовал только латинские тексты. За исключением предисловия к сборнику 1581 года, все его предисловия также написаны на латыни, что свидетельствует о его гуманистическом воспитании (более того, в школе в Гольдберге латынь была языком повседневного общения). Поэтому легко понять, почему он был таким убежденным сторонником латинской музыки в протестантском богослужении. В предисловии к "Cantus choralis" (1575) он выразил удивление по поводу того, что в то время григорианское пение "во многих местах либо практиковалось редко, либо было полностью прекращено", а литургический текст все чаще заменялся свободными гимнами. Он попытался противостоять такому развитию событий, взяв за основу григорианские мелодии в этом сборнике. Короткие хоровые строфы псалмов, которые звучат гомофонически, дополняются повторением материала органом; такое чередование с церковным или хоровым пением было обычной практикой в церквях Бреслау. Полное название "Новой немецкой песни" показывает, что Кнёфель не смирился полностью с беззаботной элегантностью светского музыкального мира, которой его обязывали отдать должное обязанности придворного капельмейстера: “Новые немецкие песни, большинство из которых описывают и разоблачают устройство мира, вероломство человечества, обещая много и отдавая мало, прекрасные слова и лживые сердца. А также несколько веселых песен, подходящих для вечеринок и торжеств". Эти тексты в основном носят рефлексивный и даже нравственный характер, как и девизы, принятые различными ветвями семьи Палатинов. В сборник также вошли переложения текстов, которые были широко известны в то время, и две народные сказки: одна из них – о "Охотнике за руками", забавном случае из жизни пфальцских охотников и крестьян; другая - "Эйн Гедихт, человек, который хочет, чтобы все знали", - о том, что произошло в то время. неспособность человека воздать должное миру – это в манере Ганса Сакса и по стилю близко к гомофонической канцонетте. Композиция Wunder bin ich выполнена в хроматическом стиле, который в то время был последним писком моды в мадригальной композиции. Хотя он иногда использовал современные техники, такие как кори спеццати, хроматизм и стиль канцонетты, Кнёфель, тем не менее, твердо придерживался консервативных традиций протестантской духовной музыки.

Ноты сочинений Иоганна Кнёфеля на сайте библиотеки IMSLP