Кнюпфер, Себастьян
1633 - 1676
Назад
Knüpfer, Sebastian
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Себастьян Кнюпфер был немецким композитором. Он был выдающимся кантором церкви Фомы (Thomaskirche) в Лейпциге и руководителем городской музыки.
Себастьян Кнюпфер получил первые музыкальные уроки у своего отца, кантора и органиста в Аше. Он также систематически занимался с неустановленным учителем, проживавшим рядом с Ашем, у которого получил прочную подготовку и глубокую любовь к множеству академических дисциплин. В возрасте тринадцати лет он поступил в Поэтическую гимназию в Регенсбурге и пробыл там восемь лет. За это время он освоил городские музыкальные традиции, изучал орган, возможно, под руководством Августина Граденталера, а также овладел рядом гуманитарных дисциплин, особенно поэзией и филологией. Его способности поддерживались стипендиями города Регенсбурга, а также рекомендациями влиятельных членов преподавательского состава гимназии и городского совета, некоторые из которых предоставили ему положительные рекомендации при переезде в Лейпциг в 1654 году.
Причина его переезда неизвестна, но, учитывая его пожизненное стремление к интеллектуальному совершенствованию, возможно, он планировал поступить в университет, чего так и не сделал. В первые годы в Лейпциге он преподавал музыку и пел басом в церковных хорах, проявляя достаточный талант для сольных партий. После смерти Тобиаса Михаэля 26 июня 1657 года Кнюпфер подал заявку на должность кантора Фомы и был назначен 17 июля, опередив четырёх других кандидатов, включая Адама Кригера.
При Кнюпфере Фомская церковь обрела кантора, а город Лейпциг — руководителя музыки, чьи музыкальные и интеллектуальные способности сопоставимы с Кальвизиусом и Шайном, предшественниками Михаэля. В течение его девятнадцатилетнего пребывания на посту Лейпциг вновь стал ведущим музыкальным центром Центральной Германии после сильного упадка в результате Тридцатилетней войны, длительной шведской оккупации города и продолжительной болезни Михаэля. Кнюпфер инициировал заключительный период музыкального расцвета Лейпцига, кульминацией которого стали карьеры его преемников Шелле, Кунау и Баха.
Хотя он никогда не был студентом университета, он продолжал изучать философию и филологию с преподавателями и считался членом академического сообщества. Его высоко оценивали за знание классических источников по музыке, освоенных им по изданиям Мейбома (1652), а также за изучение трактатов Гвидо д’Ареццо, Боэция, Берно Рейхенау и Кирхера. Помимо плодотворной деятельности как кантора, известно, что он ездил в Галле для исполнения своей музыки на освящении новых органов в рыночной церкви 15 февраля 1664 года и в церкви Святого Ульриха 16 ноября 1675 года, а также дирижировал музыкальной программой к столетию гимназии Галле 17 августа 1665 года. Среди его коллег были известные музыканты XVII века, такие как Пецель, Розенмюллер и Й. К. Хорн; возможно, он знал Шютца. Его признание как одного из ведущих интеллектуальных деятелей Лейпцига подтверждается необычной честью — академическими похоронами в университете, несмотря на отсутствие официальной связи с ним.
Творчество Себастьяна Кнюпфера состояло почти исключительно из духовных произведений на латинские и немецкие тексты. Многие сочинения утрачены, а из сохранившихся лишь немногие изданы в современных редакциях. Большинство произведений выполнены в традиционном стиле вокального концерта XVII века, заимствуя черты подобных сочинений Шютца, но без следов его индивидуального стиля.
Крупные хоровые формы поддерживаются оркестром значительного состава (обычно две скрипки, три альта, фагот с бассо континуо, кларины, тромбоны и литавры), который поддерживает хор и вносит разнообразные концертные эффекты. Хоровые партии могут быть мощно аккордированы или фугированы, а также включать более простые концертные эпизоды для солистов с сопровождением только континуо.
Немецкие произведения Кнюпфера часто базируются на тексте и мелодии хоралов, и он мастерски разрабатывал контрапунктические идеи из мотивного фрагментирования хорала. Хоровые куплеты обрабатываются отдельно, открываясь крупным хоровым движением, которое иногда повторяется в конце произведения, за которым следуют движения для солистов: ариозо или фугированные, где мелодия хорала передаётся между голосами в дуэтах или трио. Другие движения демонстрируют драматическое использование выразительного речитатива.
Музыка Кнюпфера преимущественно серьёзная и глубоко благочестивая, хотя он также публиковал сборники светских мадригалов и канцонетт для студентов университета. Его контрапунктическое мастерство, драматизм тематических идей, блестящая инструментовка и разнообразие вокального состава делают его достойным предшественником Баха, многие церковные кантаты которого следуют традиции, заложенной Кнюпфером.
Латинская духовная вокальная музыка
Немецкая духовная вокальная музыка
Светская музыка
Ноты сочинений Себастьяна Кнюпфера на сайте библиотеки IMSLP