Кнёфель, Иоганн
1525 - 1617

Назад

Knöfel, Johann

Портрет композитора Иоганн Кнёфель

  • Дата рождения: 1525–1530
  • Место рождения: Лаубан, Силезия (ныне Лубин, Польша)
  • Дата смерти: после 21 апреля 1617
  • Место смерти: неизвестно (возможно Прага)

Биография

Иоганн был немецким композитором и органистом. Биографические сведения о органисте Каспаре Крумборне показывают, что Кнёфель был кантором в Латинской школе Валентина Тротцендорфа, лютеранском учебном заведении в Голдберге (ныне Злоториа, Силезия), когда ему было около 30 лет, а Крумборн был его учеником. К моменту свадьбы 21 июня 1569 года он уже стал капельмейстером герцога Генриха V Лигницкого, Брига и Голдберга. В предисловии к своему сборнику "Самые сладостные песни" (1571), посвящённому герцогу, он подтвердил свою приверженность лютеранской доктрине, принятой церквями Вроцлава в первые годы Реформации. В 1575 году он посвятил свой "Хоровой кантус" — полное изложение специальных песнопений для праздников церковного года — городскому совету Вроцлава. Посвящение его мессы на основе произведения Лассу (1562) свидетельствует о том, что к 1579 году он был капельмейстером курфюрста Пфальца Людвига VI в Гейдельберге; в предисловии к сборнику "Благочестивые песнопения" (1580) он указывает, что был назначен на должность незадолго до этого. В 1583 году после смерти Людвига VI курфюрст Иоганн Казимир восстановил кальвинизм в Пфальце, и лютеранин Кнёфель лишился поста и вернулся в Силезию. Вскоре после этого он переехал в Прагу: в 1592 году в предисловии к сборнику "Новые мелодии" он писал, что уже некоторое время проживает там. В том же году он был органистом и кантором церкви Святого Генриха, школа которой славилась своим хором. О дальнейшей судьбе композитора известно немного; в 1617 году запись в городских документах Клагенфурта подтверждает, что он был ещё жив: 21 апреля власти Каринтии одобрили выплату «30 флоринов Иоганну Кнефелиусу за его посвящение», что не исключает возможности того, что он продолжал жить в Праге.

Творчество

Музыкальный стиль Кнёфеля основан на стиле Лассу. За исключением сборника "Новые немецкие песенки" (1581) и нескольких гимнов на немецком языке, он использовал исключительно латинские тексты. Все его предисловия, кроме одного к сборнику 1581 года, написаны на латыни, что отражает его гуманистическое воспитание (в школе в Голдберге латынь была языком повседневного общения). Это объясняет его твёрдую приверженность латинской музыке в протестантском богослужении. В предисловии к "Хоровому кантусу" (1575) он выражает удивление тем, что пение Григорианского хорала в то время «во многих местах либо редко практиковалось, либо полностью прекращалось», а литургический текст всё чаще заменялся свободными гимнами. Кнёфель стремился противостоять этому, используя григорианские мелодии в основе произведений этого сборника. Короткие хоровые псалмовые стихи, выполненные гомофонно, завершаются повторением материала органом; такое чередование с певческим исполнением или хоровым пением было обычной практикой в вроцлавских церквях. Полное название сборника "Новые немецкие песенки" показывает, что Кнёфель не ограничивался исключительно лёгкой элегантностью светской музыки, которой его обязанности как капельмейстера при дворе требовали определённого внимания: "Новые немецкие песни, большинство из которых описывают и разоблачают путь мира, вероломство человечества, обещают много и дают мало, красивые слова и ложные сердца. Сюда же включены весёлые песни, подходящие для угощений и празднеств". Тексты в основном имеют размышлительный и даже нравоучительный характер, как и девизы различных ветвей пфальцского дома. Сборник также включает тексты, широко известные в то время, и две народные истории: одна о "Осёле Хандшюсхаймера", забавный случай из жизни пфальцских охотников и крестьян; другая — "Стихотворение о том, как человек не может поступить справедливо по отношению к миру", написанное в манере Ганса Закса и близкое по стилю к гомофонной канцонетте. Произведение "Чудо есть я" выполнено в хроматическом стиле, модном в тогдашней мадригальной композиции. Хотя Кнёфель иногда использовал современные приёмы, такие как полифоническая техника cori spezzati*, хроматизм и стиль канцонетты, он оставался твёрдо укоренённым в консервативной традиции протестантской духовной музыки.

Произведения

Сборники духовной музыки

  • "Самые сладостные песни" ("Dulcissimae quaedam cantiones")
  • "Хоровой кантус" ("Cantus choralis")
  • "Месса по произведению Лассу 'Про меня прошли'" ("Missa ad imitationem cantionis Orlandi 'In me transierunt'")
  • "Благочестивые песнопения" ("Cantiones piae")

Сборники светских и народных песен

  • "Новые немецкие песенки" ("Newe teutsche Liedlein")
  • "Новые мелодии" ("Novae melodiae")

Мотеты

  • "Христос воскрес" ("Christ ist erstanden")

----------

*Техника "cori spezzati" — в музыке эпохи Возрождения и барокко приём пространственного разделения хоровых или инструментальных ансамблей на несколько групп, расположенных в разных частях помещения, для создания эффекта стереофонии и диалога.

Ноты сочинений Иоганна Кнёфеля на сайте библиотеки IMSLP