Клингенштайн, Бернхард
1545 - 1614
Назад

Бернхард Клингенштайн (Bernhard Klingenstein) - немецкий композитор
- Родился между 2 марта 1545 и 1 марта 1546 г. - Пайтинге (?), Шонгау, Верхняя Бавария.
- Умер 1 марта 1614 г. - Аугсбург.
На его надгробии в монастыре Аугсбургского кафедрального собора указано, что на момент смерти ему было 68 лет. Мальчиком он учился в соборной хоровой школе, а позже пел в многоголосом хоре в качестве иподиакона. Очевидно, он не получал дальнейшего музыкального образования до конца 1570-х годов, когда начал изучать композицию у Йоханнеса де Клива. Однако к этому времени, 1 июля 1574 года, он уже был назначен капельмейстером собора (возможно, его портрет в этой должности можно найти в Аугсбурге), поскольку ему отдали предпочтение перед органистом собора Якобусом де Керле. (В июне 1575 года последнего сменил брат Клингенштайна Кристоф, который занимал этот пост до своей смерти 10 февраля 1581 года.) В обязанности Клингенштайна как капельмейстера входило сочинение песен (он представлял мотеты капитулу кафедрального собора в 1581, 1586 и 1601 годах и получал за это вознаграждение), вынесение суждений о композициях, предлагаемых другими музыкантами, а также обеспечение жильем и обучение мальчиков из церковного хора, находящихся под его опекой. Он провел несколько бенефисов в кафедральном соборе, а также служил капельмейстером Аугсбургской иезуитской церкви Святого Сальватора. Коллеги, по-видимому, в целом уважали его: например, Грегор Айхингер в своей книге "Liber sacrarum cantionum" (1597) похвалил капитул кафедрального собора за то, что тот доверил свою музыку его “умелому и старательному” руководству. Крупнейшим дошедшим до нас источником о музыке Клингенштайна является его "Первая симфоническая книга" (1607; неизвестно, была ли напечатана вторая книга). Он содержит 34 латинских мотета, большинство из которых написаны для традиционных ансамблей из четырех, пяти и восьми голосов. Мотеты для семи и восьми голосов написаны в венецианском стиле кори спеццати, возможно, под влиянием Айхингера и Ганса Лео Хасслера. Одним из таких произведений является восьмичастное "Эхо последних дней", в котором второй хор почти исключительно использует эхо-эффекты в виде случайных аккордов, подчеркивающих длинные фразы первого хора. Произведения в этой коллекции расположены по размеру ансамбля, от самого большого до самого маленького, что является нетрадиционной практикой, когда почетное место отводится последней композиции - кантате Домино для соло-баса и континуо. Это первый известный сольный вокальный концерт, опубликованный в Германии, и по стилю он схож с сольными концертами Виаданы для низкого голоса в том смысле, что непрерывная часть в основном дублирует вокальную партию (иногда в упрощенном варианте), но иногда является независимой. Концерт Клингенштайна, единственное известное произведение, в котором он использовал континуо, также указывает на тесную связь с Айхингером, чей первый сборник вокальных концертов был опубликован в том же 1607 году. "Rosetum Marianum" (1607) состоит из 33 пятичастных переложений немецких стихов, восхваляющих Пресвятую Деву, и все они текстуально и музыкально основаны на традиционной религиозной песне "Мария Зарт". В этом сборнике представлены некоторые из ведущих композиторов южной Германии и Австрии того времени, в том числе Рудольф и Фердинанд де Лассус, Люитон, Якоб Регнарт, Айхингер, Штадлмайр, Эрбах, а также Якоб и Ганс Лео Хасслеры. В предисловии Клингенштайн описывает, как он распределил строфы поэмы: каждый композитор выбрал по одной строфе. Священная триодь (из которой сохранился только один сборник) состоит из 41 латинского триединства, предназначенного, согласно титульному листу, “как для новичков, так и для более опытных”. Девять из них написаны самим Клингенштайном; остальные включают в себя множество избранных текстов из существующих источников, в то время как другие были написаны заново. Более половины представляют собой фрагменты мессы ("Распятие" и "Бенедиктус") или четные стихи Магнификата.
Ноты сочинений Бернхарда Клингенштайна на сайте библиотеки IMSLP