Клемм, Иоганн
1595 - 1659

Назад

Иоганн Клемм (Johann Klemm) - немецкий композитор, органист и музыкальный издатель

  • Родился в 1595 г. - Цвиккау.
  • Умер в 1659 году или позже - Дрезден (?). 

В 1605 году он был приглашен в качестве мальчика-сопрано в Тафельмузик при избирательном суде Дрездена, а в 1612 году был назначен туда музыкантом-инструменталистом. В следующем году он отправился в Аугсбург, чтобы за счет курфюрста учиться у знаменитого органиста Кристиана Эрбаха, у которого он оставался по крайней мере до 1615 года. Вернувшись в Дрезден, он начал заниматься композицией под руководством Шютца; это привело к длительному сотрудничеству между двумя людьми, характерному для тесных связей, которые Шютц установил со многими своими учениками. В 1625 году он был назначен придворным органистом; в его обязанности входило музыкальное образование мальчиков из церковного хора, и в этом качестве он обучал игре на органе Маттиаса Векмана. Он также активно работал в качестве музыкального издателя, сначала в партнерстве с Дэниелом Вайсером, а затем с Александром Херингом. Его публикации включали в себя некоторые из его собственных музыкальных произведений, а также сборники его учителя Шютца ("Вторая часть священных симфоний", 1647, и "Музыкальный сборник", 1648). Клемм продолжал служить двору при Иоганне Георге I, а после смерти последнего (1657) - при его преемнике Иоганне Георге II. Он исчезает из дрезденских архивов в 1659 году, предположительно, потому, что вышел в отставку или скончался. В 1631 году Клемм за свой счет выпустил в Дрездене “Итальянскую партитуру”, сборник из 36 фуг для двух, трех и четырех голосов в традиционных 12 ладах, подходящих для органа или любых других инструментов. Фуги были напечатаны в открытой партитуре, что было сравнительно недавно в Германии, где клавишники привыкли читать по немецким органным таблицам. Клемм последовал здесь примеру многих итальянских изданий (отсюда и "итальянская табулатура" в альтернативном названии), которая, хотя и была, возможно, более громоздкой для исполнителя, позволила более четко представить контрапунктическую структуру (в постскриптуме он предлагает скопировать отдельные партии для ансамблевого исполнения). Открытая партитура, строгое написание модальных партий, "воздерживающееся от хроматического письма и уменьшений" (цитирую постскриптум), да и сам характер произведения в целом указывают на сознательную попытку создать педагогическую модель инструментальной практики в соответствии с учением Шютца, подчеркивая традиционные строгий контрапункт как основа всей композиционной техники: фактически Клемм приписывал Шютцу идею создания этой работы. Более прогрессивной чертой является преобладающий монотематизм, хотя в работе со своими сюжетами, а также в других аспектах фугального письма Клемм демонстрирует широкий спектр подходов, что делает коллекцию ценным источником для изучения имитационных форм, распространенных около 1630 года. По-видимому, она пользовалась большим уважением; 90 лет спустя Маттесон все еще высказывал предположение, что "многие современные композиторы, несомненно, могли бы научиться у нее множеству базовых вещей, если бы не считали себя уже слишком образованными’. Сохранилось еще только одно произведение Клемма - картина из шести частей "Лепесток в сердце моей дочери" (скопирована между 1664 и 1678 годами). Его "Teutsche geistliche Madrigalien" на четыре-шесть голосов и непрерывно (Фрайберг, 1629) и десятиголосный "Wohl dem der in Gottes Furcht steht" (ранее находившийся в рукописи в Kantoreigesellschaft, Пирна) утрачены.