Клабон, Кшиштоф
1550 - 1616

Назад

Кшиштоф Клабон (Krzysztof Klabon) - польский композитор, инструменталист, лютнист и певец

  • Родился в 1550 г. - Кенигсберг (ныне Калининград).
  • Умер в 1616 г. или позже - Варшава. 

В детстве он был певчим при дворе короля Зигмунта II Августа в Кракове. 6 января 1565 года он был переведен в группу музыкантов-инструменталистов королевской капеллы, и сохранились записи его исполнения песен под аккомпанемент лютни на торжественных мероприятиях при дворе. Примерно в 1576 году он стал директором королевской капеллы, сначала при короле Стефане Батории, а затем при Зигмунте III Васе. Он занимал этот пост до 1601 года, за исключением периода между 1596 и 1598 годами. Именно из-за того, что Зигмунт III увеличил размеры своей капеллы, назначив ряд выдающихся итальянских музыкантов, ему пришлось покинуть свой пост: в 1596-1598 годах его сменил Маренцио, а в 1601 году его сменил Г.К. Габусси, после чего он остался руководить польской частью капеллы только. Он сопровождал короля в его поездках в Швецию в 1593-1594 и 1598 годах. В последний раз о нем слышали в 1616 году. Можно предположить, что он сам сочинял отдельные пьесы, которые исполнял под аккомпанемент лютни, но только одно такое произведение, на текст Станислава Гроховского, сохранилось с музыкой: "Песни славянской каллиопы Слоунской: о недавней победе под Бычиной" (Краков), 1588. Это цикл из шести песен, четыре из которых написаны в танцевальных ритмах и имеют простые гомофонические структуры, а две другие - метрические произведения. Несколько других праздничных песен, исполненных Клабоном на слова Яна Кохановского, ведущего поэта того времени, были напечатаны без музыки (в журнале nuptias … Иоанни де Замосцио, 1583; "Эфиницион... к Стефану Баторею", 1583). Клабон также сочинял духовную музыку: одно произведение, пятичастная “Пасхалия Кирие”, сохранилось полностью. Она основана на соответствующем простом напеве, который трактуется и как cantus firmus, и как источник подражания. Кода, дважды повторенная в конце композиции, отличается оригинальностью и эффектностью. Из другого произведения, "Officium Sancta Maria", сохранилась только партия сопрано.