Киттель, Иоганн Христиан
1732 - 1809
Назад

Иоганн Христиан Киттель (Johann Christian Kittel) - немецкий органист, композитор и педагог
- Родился 18 февраля 1732 г. - Эрфурт.
- Умер 17 апреля 1809 г. - Эрфурт.
Он учился у органиста Якоба Адлунга в Эрфурте, а с 1748 по 1750 год был любимым учеником престарелого И.С. Баха в Лейпциге. После службы с 1751 года органистом и преподавателем в Лангенсальце он был назначен органистом эрфуртской Барфюссеркирхе (1756); в 1762 году он перевелся в тамошнюю Предигеркирхе. Несмотря на низкую зарплату и более выгодные предложения из других стран, он остался в Эрфурте на всю оставшуюся жизнь, редко гастролируя и даже отказавшись в 1790 году от приглашения герцогини Анны Амалии Саксен-Веймарской поехать в Италию. Его слава органиста-виртуоза привлекала на его вечерние концерты Гете, Гердера и Виланда и привлекла к нему многих учеников, самыми выдающимися из которых были М.Г. Фишер (его преемник в Предигеркирхе), К.Г. Умбрейт, его племянник И.В. Хесслер и И.К.Х. Ринк. В 1800 году он совершил концертное турне в Гамбург, где пробыл год, готовя свой новый сборник хоралов для Шлезвиг-Гольштейна (Vierstimmige Choräle mit Vorspielen, 1803). Руководящая доктрина Киттеля, изложенная в его влиятельном учебнике "Практика органиста" (1801-1808), была "основана на принципах Баха" и имела своей целью "пробуждать, поддерживать и усиливать чувство преданности в сердцах его слушателей посредством музыки". В соответствии с его акцентом на простые формы, подходящие для литургической практики, его преподавание было сосредоточено на хоровом сопровождении, которое, как он требовал, должно быть простым, с внутренними частями, которые можно петь, и на хоральной прелюдии, которая, по его мнению, должна соответствующим образом передавать дух и ощущение хорала, но не обязательно точно соответствовать его содержанию. мелодия. Хотя большую часть его творчества составляли короткие, "характерные" пьесы, он также писал масштабные органные произведения, в том числе двойные хоральные вариации, восходящие к стилю Баха. Однако в основном его произведения отходят от баховской традиции, несмотря на их контрапунктические формы, и дают сочувственное выражение современным идиомам. В 16 "Великих песнях" контрапункт в стиле Баха сочетается с галантными пассажами в современном симфоническом стиле, и все это поддерживается акцентом на мелодию. В своих фортепианных сонатах (1789) его искусство "характеризовать" привело к полной разработке контрастных идей; таким образом, его собственные теоретические требования приблизились к венскому классическому стилю. Среди других характерных пьес для органа - его шесть вариаций на тему "Ночи в лесу" (1797) и, как явствует из их структуры, хор "Вийер и цванциг", который исполняется в высшей степени мелодично (1811). В этих произведениях хорал не используется как cantus firmus, и они свободно встраиваются в декорации в стиле empfindsamer. Такие характерные пьесы оказали решающее влияние на немецкую органную музыку, а в 19 веке ученики Киттеля еще больше развили этот жанр.
Ноты сочинений Иоганна Христиана Киттеля на сайте библиотеки IMSLP