Киттель, Каспар
1603 - 1639

Назад

Каспар Киттель (Caspar Kittel) - немецкий композитор

  • Родился в 1603 г. - Лауэнштайн.
  • Умер 9 октября 1639 г. - Дрезден. 

Сначала как мальчик из церковного хора, а затем как профессиональный музыкант, Киттель служил в Дрезденской хофкапелле по меньшей мере с 23 сентября 1616 года до своей смерти. Он был учеником и близким коллегой Генриха Шютца. В 1624 году его покровитель Иоганн Георг I, курфюрст Саксонии, отправил его учиться в Италию, где Шютц в конце концов присоединился к нему. Они вернулись в Дрезден в августе 1629 года, и позже в том же году Киттелю было поручено руководство четырьмя мальчиками из церковного хора. В течение следующих нескольких лет он преподавал вокал Векманна, а также был достаточно способным на теорбо, чтобы обучить этому своего брата Йонаса, также музыканта Хофкапелле. В 1632 году он стал придворным инспектором по инструментам, а в 1638 году, отправившись в Данию, передал музыкальное руководство хофкапелле в руки Киттеля. Своей единственной известной музыкой "Кантада и ариен" (Дрезден, 1638) Киттель ввел термин "кантада" в Германии. Сборник содержит 30 песен, все в сопровождении continuo: пять для сольного голоса, десять для двух голосов, пять для трех и десять для четырех. Голоса в каждой из первых трех категорий различаются по типу. Все сольные арии и четыре дуэта представляют собой строфические вариации, в то время как остальные произведения представляют собой простые строфические песни. Хотя Киттель этого и не сказал, он, очевидно, использовал термин "кантада" для обозначения строфических вариаций, точно так же, как это делали Алессандро Гранди и другие итальянские композиторы; он, без сомнения, познакомился с итальянскими строфическими вариациями как кантадами, когда был в Италии. Первая строфа в каждом случае, по сути, силлабическая и гомофоническая, в то время как последующие строфы прерываются частыми протяженными мелизмами. Два произведения построены на басе Руджеро, а другое - на романском. Басовая линия меняется от строфы к строфе, иногда со значительным украшением, но контуры оригинального баса всегда четко прослеживаются. В первой сольной кантате размер меняется с двойного на тройной в последних двух строфах; в остальных он либо двойной, либо тройной на всем протяжении. В седьмой части между каждой строфой есть ритурнелло. В нескольких кантатах каждая строфа представлена в бинарной форме с тональной схемой "тоника–доминанта–тоника". Форма такта AAB и форма ABB встречаются только в тех ариях, которые не являются кантатами. Как правило, в песнях для более чем одного голоса короткие отрывки имитации уступают место преобладающей гомофонии. Почти все стихи написаны Мартином Опицем, современником Киттеля и, возможно, через Шютца, его личным другом. Они посвящены пасторальной любви, как и многие немецкие и другие западноевропейские песни того времени. Киттель тщательно соблюдал правильный риторический ритм текста в своих кантатах, несомненно, под влиянием как современного итальянского речитатива, так и опитца. В некоторых случаях присутствует мадригальская словесная живопись. Киттель заявил в предисловии, что он написал музыку для своих мальчиков из хора, которые, по его словам, могли бы научиться мощному и быстрому пению по соло и дуэтам; он пообещал написать руководство о том, как петь в итальянской манере, но не дожил до этого.