Кирнбергер, Иоганн Филипп
1721 - 1783
Назад

Иоганн Филипп Кирнбергер (Johann Philipp Kirnberger) - немецкий теоретик и композитор
- Родился 24 апреля 1721 г. - Заальфельд.
- Умер 26 или 27 июля 1783 г. - Берлин.
Вся информация, относящаяся к его карьере до 1754 года, основана на биографическом очерке Ф.В. Марпурга (1754), альбоме автографов, описанном Максом Зайффертом (1889), и комментариях, найденных в письмах, которые Кирнбергер писал Дж.Н. Форкелю в конце 1770-х годов (опубликовано в Bellermann, 1871). Первые уроки игры на скрипке и клавесине он получил дома, а затем посещал начальную школу в Кобурге и, возможно, в Готе. Игре на органе он учился у Дж.П. Кельнера в Графенроде до 1738 года, а затем на скрипке у музыканта по имени Мейл и на органе у Генриха Николауса Гербера в Зондерсхаузене в 1738 году. Согласно Марпургу, Кирнбергер в 1739 году отправился в Лейпциг, где в течение двух лет изучал композицию и исполнительское мастерство у Баха (в книге автографов указано, что он был в Зондерсхаузене в 1740 году и Лейпциге в 1741 году, что не исключает периода его обучения у Баха). В июне 1741 года Кирнбергер отправился в Польшу, где провел следующие десять лет на службе у различных польских дворян. Он также занимал должность музыкального руководителя в бенедиктинском монастыре в Ройш-Лемберге. В 1751 году Кирнбергер вернулся в Германию, по-видимому, останавливаясь в Кобурге и Готе, а затем отправился в Дрезден, где некоторое время изучал игру на скрипке. Затем он был нанят прусской королевской капеллой в Берлине в качестве скрипача. К 1754 году он оставил этот пост и получил разрешение присоединиться к часовне принца Генриха Прусского, а в 1758 году получил разрешение поступить на службу к принцессе Анне Амалии Прусской, и эту должность он сохранил до конца своей жизни. Кирнбергер был одним из наиболее значительных представителей замечательной группы теоретиков, сосредоточенной в Берлине, в которую входили Й.Й. Кванц, К.Ф.Э. Бах и Марпург. Почти все без исключения современники описывали его как эмоционального и вспыльчивого музыканта, но придерживающегося высочайших музыкальных стандартов. Критикуемые за негибкость, консервативность, бестактность и даже педантичность, его недоброжелатели все же признавали его преданность своим ученикам и друзьям. Среди них были его работодательница принцесса Анна Амалия (чью знаменитую библиотеку он помогал собирать) и такие выдающиеся музыканты, как К.Ф.Э. Бах, Дж. Агрикола, братья Граун, И.А.П. Шульц (его самый выдающийся ученик) и энциклопедист И.Г. Зульцер, в "Всеобщей теории искусства" (1771-1774) которого он опубликовал статьи. Большинство авторов сходятся во мнении, что он был посредственным исполнителем и что его композиции были правильными, хотя и лишенными вдохновения. Многие из них выполнены в галантном стиле, подобном стилю К.Ф.Э. Баха; другие - в более старом "строгом" стиле в манере И.С. Баха, но ни в одной из категорий Кирнбергер не демонстрирует гармонического или мелодического воображения своих моделей. Хотя его музыкальные познания были обширны и глубоки, они, по мнению его современников, были неорганизованными. Ему было так трудно выражать свои идеи в письменной форме, что ему приходилось обращаться к другим людям с просьбой отредактировать или даже переписать его теоретические работы (например, "Война за землю" (1773) была написана И.А.П. Шульцем под руководством Кирнбергера). Тем не менее, даже его самые суровые критики, такие как Марпург, считали его теоретические и дидактические труды бесценными. Все опубликованные работы Кирнбергера, кроме одной, появились после того, как он поступил на службу к принцессе Анне Амалии. Начиная с 1757 года, он регулярно публиковал теоретические труды и музыку, в основном для клавишных, камерных ансамблей или сольного голоса. Его произведения появлялись во многих антологиях, изданных другими авторами, а также в его собственных изданиях. Многие неопубликованные произведения существуют в рукописном виде – значительная их часть хранится в библиотеке Амалиена. Кирнбергер считал И.С. Баха величайшим композитором, исполнителем и педагогом. Он сожалел, что Бах не оставил никаких дидактических или теоретических трудов, и пытался посредством собственного преподавания и писательской деятельности пропагандировать “метод Баха”. Его преданность этому делу нашла отражение в 14-летних периодических усилиях добиться публикации всех четырехчастных хоралов Баха. Их появление в первые годы после смерти Кирнбергера стало прямым результатом его самоотверженной настойчивости, когда он предложил отказаться от какой-либо компенсации за свою долю в работе. Кирнбергер также редактировал Х.Л. "Псаломщики и песнопения христа" Хасслера 1607 года и сборник сольных вокальных ансамблей из различных опер К.Х. Грауна. Многие музыкальные публикации Кирнбергера были задуманы как практическое воплощение его теоретических интересов. В своем труде "О вершинах искусства композиции" (1782) он отметил, что его работы по вокальной композиции, сборники танцев и другие произведения - все это послужило завершению применения принципов, изложенных в его самом важном труде "Искусство исполнения песен" (1771-1799). Это сопоставление теории и практики можно найти в его сочинении "Анализ вокальной композиции" (1782), содержащем длинное, но неорганизованное обсуждение поэтического размера и его связи с вокальной композицией, за которым следуют 53 полных вокальных произведения, иллюстрирующих текст. В его "Обзоре танцевальных искусств" (1777) содержится предисловие, пропагандирующее изучение танцев как средство совершенствования чувства размера и ритма. Пьесы в его "Clavierübungen" (1762-1766) расположены в порядке возрастания сложности и исполнены в соответствии с принципами, изложенными в "Верзухе" К.Ф.Э. Баха (1753). Кирнбергер был ярым противником некоторых аспектов теорий Рамо, однако его собственные работы включали в себя инверсию аккордов и сильные и слабые басовые прогрессии. Как и большинство его современников, он признавал достоинства старых теорий, основанных на видовом контрапункте (Fux), но считал их неадекватными для своих целей. Типичным для той эпохи является использование традиционных соотношений для построения гамм и интервалов, а затем рассмотрение аккордов и их использования в гармоническом контексте. Только в последующих главах произведения контрапункт рассматривается как отдельная дисциплина. Утверждение Кирнбергера о том, что бас является наиболее важной частью музыки, демонстрирует гармоническую направленность его музыкальной мысли. Тем не менее, он отверг утверждение Рамо о том, что гармония порождает мелодию. Он также не согласился с идеей о добавленном 6-м аккорде и с идеей Рамо о фундаментальном басе. Вместо этого он выдвинул собственную гипотезу о фундаментальном басе, которая, по его утверждению, могла бы объяснить определенные диссонирующие сочетания и их разрешение с точки зрения написания партий. Таким образом, он рассматривал 9-е, 11-е и 13-е числа как замедления и паузы в созвучиях, а не как аккорды, образованные расположением интервалов ниже основного баса. Его настойчивость в реализации этих идей демонстрирует, что его метод был основан на гармонично насыщенном стиле, уходящем корнями в практику бассо-континуо.
Ноты сочинений Иоганна Филиппа Кирнбергера на сайте библиотеки IMSLP