Кирхер, Атанасиус (Афанасий)
1601 - 1680
Назад

Атанасиус (Афанасий) Кирхер (Athanasius Kircher) - немецкий теолог-полихисторик, музыкальный теоретик и богослов
- Родился 2 мая 1601 г. - Гейса, северная Фульда.
- Умер 27 ноября 1680 г. - Рим.
Работал в основном в Италии. Он важен для музыки как автор "Musurgia universalis", одного из самых влиятельных музыкальных трактатов, особенно известного среди произведений эпохи барокко.
Кирхер рассказал о нескольких известных фактах из своей ранней жизни в автобиографии. Его отец, получивший степень доктора философии и теологии в университете Майнца, по-видимому, также был музыкантом, поскольку Кирхер приписывает ему свое первое музыкальное образование. Начав свое образование в родном городе, он в 1612 году поступил в иезуитскую школу в Фульде. 2 октября 1618 года он стал послушником иезуитского колледжа в Падерборне, тем самым положив начало длительному периоду интенсивного обучения в различных иезуитских школах как гуманитарным, так и научным дисциплинам. В 1622 году он был вынужден покинуть Падерборн из-за разрушительных последствий Тридцатилетней войны и отправился в Кельн, чтобы продолжить изучение физических наук и философии. В следующем году он прошел дополнительную языковую подготовку в Кобленце, но вскоре был вынужден переехать в Хайлигенштадт, недалеко от Геттингена, для преподавания греческого языка. Вероятно, в том же году он был направлен в резиденцию архиепископа Майнца Иоганна Швейкарда фон Кронберга в Ашаффенбурге. В 1624 году он начал четырехлетнее богословское обучение в Майнце, где в 1628 году был рукоположен. Прежде чем в 1629 году он получил свое первое назначение на должность профессора математики, философии и восточных языков в Вюрцбургском университете, ему потребовалось пройти последний год обучения в Шпейере. Два года спустя, когда шведская армия угрожала Вюрцбургу, он бежал во Францию: сначала его отправили в Лион, а вскоре после этого в Авиньон, где в иезуитском колледже он занял должность, аналогичную той, которую занимал в Вюрцбурге. В Авиньоне он начал интенсивно изучать естественные науки и в это время познакомился с сенатором Прованса Николасом Пейреском, чей схожий энтузиазм к наукам и особенно к изучению древних восточных цивилизаций привел к прочной дружбе, которая вскоре повлияла на карьеру Кирхера. В 1633 году Кирхер получил назначение придворным математиком императора Фердинанда II в Вену. Он решил отправиться в путешествие через Рим, куда прибыл 14 ноября. Однако, благодаря влиянию Пейреска, который убедил кардинала Франческо Барберини и папу Урбана VIII оставить его в Риме, по прибытии он узнал, что его назначили профессором математики, физики и востоковедения в Римской коллегии. Он оставался там до конца своей жизни, за исключением кратких визитов в другие части Италии и более длительного путешествия в 1637-1638 годах на Мальту в качестве духовника ландграфа Фридриха Гессен-Дармштадтского. В конце концов он был освобожден от преподавательской деятельности, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя исследованиям и писательской деятельности. В последние годы жизни он часто посещал по состоянию здоровья часовню Святой Марии делла Ментореллы в Гваданьоло, деревне недалеко от Палестрины, и после его смерти там было похоронено его сердце.
Шарлау обобщил содержание и важность работ Кирхера о музыке, а также был первым, кто систематически изучил его обширную переписку, сохранившуюся в Риме. Кирхер написал 30 книг, некоторые из них обширные, в которых он стремился охватить весь объем накопленных знаний, систематизировать их и соотнести с христианской философией. Масштабы его достижений не позволяют привести здесь даже краткое изложение. Однако следует отметить, что он был одним из первых, кто разгадал значение египетских иероглифов, а его книга "Египетский Эдип" (1652-1654), хотя и была часто неточной и склонной к творческим выводам, в 17 веке стала основным источником для популяризации древнеегипетской культуры и цивилизации. Как и многие его современники, в том числе Мерсенн, Фладд и Кеплер, Кирхер часто допускал ошибки, не оценивая точность своих научных данных. Тем не менее, он составил, особенно в обширной "Musurgia universalis", сборник музыкальных фактов и предположений, которые по-прежнему важны для понимания музыки 17-го века и музыкальной теории. "Musurgia universalis", одна из действительно влиятельных работ по теории музыки, использовалась почти всеми последующими немецкими музыкальными теоретиками вплоть до начала XVIII века. Ее популярности во многом способствовал перевод большей ее части на немецкий язык в 1662 году. Кирхер писал о музыке как консервативный немецкий рационалист, который рассматривал ее как естественный элемент Квадривиума, как часть математического порядка и, в более широком смысле, как уникальный символ Божьего порядка, выраженный в числах. Он продолжал поддерживать средневековую точку зрения о том, что космос раскрывается в музыкальных соотношениях и что музыкальная гармония отражает гармонию Бога. Эта глубоко теологическая точка зрения немецкой теории музыки 17-го века явно распространяется и на музыку Баха. Большая часть контрапунктической доктрины Кирхера заимствована у Царлино, и в этом и в некоторых других отношениях Musurgia universalis представляет собой синтез итальянских и немецких композиционных практик XVI и XVII веков. Однако специфически немецкой особенностью является описание эмоциональной природы музыки, в котором Кирхер связал концепцию патетической музыки с формальными конструктивными элементами риторической доктрины. Он довольно подробно рассмотрел риторическую структуру, поэтический размер и музыкально–риторические фигуры. Таким образом, он предложил средства для достижения эмоционально выразительного, но рационально контролируемого музыкального стиля. Его идеи относительно классификации музыкальных стилей, основанные как на социологических, так и на национальных особенностях, также оригинальны и важны для изучения музыки барокко. Хотя он, по-видимому, не был практикующим музыкантом, он смог определить лучшую музыку, сочиненную и исполненную в его время (и более ранние). В "Универсальной музыке" он часто цитировал обширные музыкальные произведения таких композиторов, как Агаццари, Грегорио Аллегри, Кариссими, Фробергер, Джезуальдо, Капсбергер, Доменико Маццокки и Моралес. Другие аспекты его трактата, способствующие пониманию музыкальной мысли XVII века, включают пространные рассуждения об акустике, музыкальных инструментах, истории музыки в древних культурах и терапевтической ценности музыки. Ненасытное любопытство Кирхера к древним культурам, естественным наукам и музыке, а также его обширные контакты с учеными по всему миру привели его к созданию музея древностей и музыкальных редкостей. Этот музей Кирхериан долгое время был достопримечательностью как для приезжих музыкантов, так и для туристов; в конце концов, в 19 веке он был распределен по различным римским музеям. Кирхер также был увлечен всеми аспектами механики и создал композиторскую машину arca musarithmica, которая сделала возможной автоматическую композицию. Хотя его часто критиковали за его взгляды, которые более поздним писателям казались ненаучными, и часто пренебрегали им из-за его сложной латинской прозы, он, тем не менее, был одной из ведущих фигур в музыкальной теории периода барокко.
Ноты сочинений Атанасиуса (Афанасия) Кирхера на сайте библиотеки IMSLP