Керлл, Иоганн Каспар
1627 - 1693

Назад

Иоганн Каспар Керлл (Johann Caspar Kerll) - немецкий композитор и органист

  • Родился 9 апреля 1627 г. - Адорф, Саксония.
  • Умер 13 февраля 1693 г. - Мюнхен.

Частично работал в Австрии. В свое время им восхищались как прекрасным клавишником и композитором, особенно в области клавишной и церковной музыки. Первым учителем Керлла был его отец, Каспар, органист из Адорфа. К 1641 году он начал сочинять музыку, а в 1640-х годах учился у Джованни Валентини в Вене. С 1647 по 1656 год он был органистом при брюссельском дворе эрцгерцога Леопольда Вильгельма, который в конце 1640-х - начале 1650-х годов отправил его в Рим учиться у Кариссими. Вопреки утверждениям, часто повторяемым в современной науке, Керлл не мог учиться у Фрескобальди (умер в 1643 году), но он должен был знать Фробергера. 12 марта 1656 года он стал вице-капельмейстером, а 22 сентября 1656 года, после смерти Джованни Джакомо Порро, капельмейстером при дворе курфюрста Фердинанда Марии в Мюнхене. Среди его учеников был молодой Агостино Стеффани. В январе 1657 года в Мюнхенском оперном театре состоялось торжественное открытие оперы Керлла "Оронте"; это была первая из 11 опер, все они были утрачены. В мае 1657 года он женился во Фрауэнкирхе на Анне Катарине Эгермейр; у них родилось восемь детей. В 1658 году он сочинил мессу по случаю коронации императора Леопольда I во Франкфурте, где Керлл также продемонстрировал свое мастерство в импровизации на органе. Император пожаловал ему дворянское звание в 1664 году. Керлл посвятил Фердинанду Марии свой "Delectus sacrarum cantionum", соч.1, и реквием (оба 1669). В 1673 году, после ссоры с итальянскими певцами при мюнхенском дворе, он внезапно подал в отставку и переехал в Вену. Утверждения о том, что он стал органистом в Стефансдоме, не могут быть подтверждены. В 1675 году Леопольд I назначил ему пенсию, а в 1677 году Керлл стал одним из придворных органистов Леопольда. В память о великой чуме в Вене в 1679 году он написал "Modulatio organica", восемь комплектов органных куплетов, которые исполнялись поочередно с магнификатами, и "Missa in fletu solatium", посвященную осаде Вены в 1683 году. Затем он вернулся в Мюнхен и опубликовал там "Органическое моделирование" (1686) и "Любовную книгу о несуществующих" (1689, посвященную Леопольду I). Его последним учеником был Франц Ксавер Муршхаузер.

Клавишная музыка Керлла продолжает традиции, заложенные Фрескобальди и, в особенности, Фробергером. Его "Органическая модуляция" содержит одни из лучших контрапунктических произведений для органа, созданных до И.С. Баха. К "Modulatio organica" прилагается ответ Керлла на плагиат: самый ранний из сохранившихся тематических каталогов, посвященный творчеству одного композитора. В нем перечислены 22 произведения для клавишных, из которых 18 были написаны не позднее 1676 года. Самый ранний из сохранившихся источников датируется началом 1650-х годов. Восемь токкат, написанных в тональностях, соответствующих церковным тонам, использовавшимся в 17 веке, обычно начинаются с устойчивых гармоний и проходят через серию контрапунктических разделов, некоторые из которых имеют контрастные размеры. Мотивы и сюжеты Керлла часто напоминают работы Фробергера: они, как правило, более сбалансированы по контурам, чем несколько более угловатые работы Фрескобальди. Как и Фробергер, Керлл иногда завершал токкату фрагментом, похожим на жигу, на 12/8. Шесть канцон, также обычно соответствующих церковным тонам, состоят из фрагментов имитационного контрапункта, которые, однако, могут распадаться на пассажи, близкие к каденциям. Контрапунктическое мастерство Керлла проявляется в инверсиях и уменьшениях, а также в трансформации сюжета в контрастном размере. Каприччио сопра и куку, очевидно, было создано по образцу Каприччио сопра и куку Фрескобальди, но пошло дальше в развитии мотивов и виртуозности. Батталья и пассакалья - крупнейшие клавишные произведения Керлла. Как и ciaccona, passacaglia построена на нисходящем басовом ритме. Четыре сюиты, явно созданные по образцу Фробергера, содержат три или четыре танца, причем жижа, если она присутствует, ставится последней; две сюиты включают вариации под названием “партита”. В сохранившихся сочинениях Керлла для инструментального ансамбля, состоящих из трех сонат и канцоны для двух скрипок, самостоятельного альта да гамба и континуо, преобладают имитационные фактуры. "Фуга", завершающая сонату modi dorii, на самом деле является "ричеркатой", опубликованной в Риме в 1650 году, самым ранним известным произведением Керлла. Ни одна из музыки к 11 известным операм Керлла (некоторые из них сомнительной подлинности) не сохранилась, но его школьная драма "Пия и крепость Мулиера" Наталии Адриани, аллегория в пяти действиях, дает хорошее представление о его драматическом стиле, переданном в речитативах, ариэттах, ансамблях и других произведениях. припевы. Строфические ариетты, по сути, слоговые. Характерной чертой более сложных арий является протяженная, ступенчато, изящно нисходящая линия, украшенная последовательными переходами. Керлл также использовал ансамбль из четырех басовых голосов в “Quatuor vent” в последнем акте. Самая ранняя из 18 дошедших до нас месс Керлла, "Реквием для пяти голосов без сопровождения" (Missa pro defunctis, 1669), имитирует простые мессы Палестрины. Остальные произведения (только три сохранились как "Кирие" и "Глория") демонстрируют высокоразвитую концертную технику, включая отдельные симфонии и сонаты. Три мессы - “Superba's”, "Non sine quare", которые основаны на одном из органных куплетов, и "Renovationis" (последние две были опубликованы в сборнике 1689 года) написаны с большой экономией средств. Последняя из названных работ почти полностью основана на точном или разнообразном использовании пяти сюжетов, представленных в "Кирие"; в каждом из пяти основных разделов мессы представлены очень сложные фугальные разработки. Некоторые из самых сильных диссонансов Керлла возникают в результате одновременного произнесения хроматического мотива и его инверсии; эта процедура в значительной степени повторяется в разделах "Аминь" Missa in fletu solatium (также в томе 1689 года), где непрерывная часть содержит предупреждение "fuge consonantes" ("избегайте созвучий"). Произведения в Delectus sacrarum cantionum для двух-пяти солирующих голосов в различных сочетаниях со скрипками continuo, а в некоторых случаях и obbligato напоминают произведения в концерте Шютца "Kleine geistliche". Они секционные по структуре, с изменяющимся размером и темпом, и характерными чертами являются как витиеватое, так и имитационное письмо с переходами к смежным тональным областям.

Ноты сочинений Иоганна Каспара Керлла на сайте библиотеки IMSLP