Келлнер, Давид
1670 - 1748

Назад

Давид Келлнер (David Kellner) - Немецкий органист, лютнист, композитор и теоретик

Родился в 1670 году, Лейпциг - умер 6 апреля 1748 года, Стокгольм.. 

О его жизни до 1711 года, когда он работал в Стокгольме органистом в Якобскирке и карильонщиком в немецкой церкви, ничего не известно. Лишь смутные свидетельства связывают его с Лейпцигом и Гамбургом, где он, возможно, был военным капитаном. Келлнер был одним из последних композиторов-виртуозов-лютнистов. Его единственное дошедшее до нас сочинение - сборник из 17 пьес для лютни (в оригинале XVI) в различных танцевальных формах, а также более обширные пьесы, описанные как фантазии и вариации на тему чаконы ля мажор. В 1720 году Кельнер сочинил “музыкальный концерт” на Парнасе, посвященный именинам (18 июля) короля Швеции Фридриха I. Основная известность Келлнера связана с его популярным руководством по игре на бас-гитаре "Treulicher Unterricht im General-Bass", опубликованным в Гамбурге в 1732 году и переиздававшимся многочисленными изданиями вплоть до 1796 года, включая переводы на шведский (1739) и голландский (1741) языки; третье немецкое издание (Гамбург, 1743) было опубликовано в факсимильное изображение (Лаабер, 1980). Первые два издания появились только с инициалами Д.К. на титульных листах. Однако во втором издании (Гамбург, 1737) Георг Филипп Телеман в новом предисловии назвал полное имя автора (хотя и как Келлер). Многолетняя популярность трактата Келлнера, особенно в Швеции, где он был практически единственным учебным пособием такого рода, использовавшимся в течение длительного периода, может быть объяснена его краткостью (менее 100 страниц) и лаконичностью объяснений. Эта работа резко контрастирует с более важными работами Маттесона и Хайнихена того периода, которые были чрезвычайно сложными, продолжительными и, несомненно, дорогостоящими. Келлнер разделил свою книгу на семь глав: 1. Об интервалах, аккордах, регулировании партий; 2. Об использовании фигур; 3. О естественном диапазоне тональностей и аккомпанементе; 4. О необычных прогрессиях, которые отличаются от естественных; 5. О модуляции тональностей; 6. О природе созвучий; 7. Об использовании диссонансов. Тем, кто знаком с монументальным трактатом Хайнихена "Генерал-бас в области композиции" (Дрезден, 1728), работа Келлнера часто покажется производной не только по духу, но и по фразеологии.

Ноты сочинений Давида Келлнера на сайте библиотеки IMSLP