Келлнер, Иоганн Петер
1705 - 1772
Назад

Иоганн Петер Келлнер (Johann Peter Kellner) - немецкий органист и композитор
- Родился 28 сентября 1705 г. - Графенрода, Тюрингия.
- Погребён 22 апреля 1772 г. - Графенрода.
Отец Иоганна Кристофа Кельнера. Его родители хотели, чтобы он стал торговцем черной бумагой, как его отец, но он был полон решимости изучать музыку. Вероятно, он получил свое первое образование в сельской школе в Графенроде, где пел под руководством кантора Иоганна Петера Нагеля; его первым учителем игры на клавишных был сын Нагеля Иоганн Генрих. Затем он в течение года учился в Целле (предположительно, 1720-1721) у органиста Иоганна Шмидта, а затем в течение года в Зуле (предположительно, 1721-1722) у органиста Иеронимуса Флорентиуса Квеля, который дал ему первые уроки композиции. Затем Келлнер вернулся в Графенроду и в течение трех лет работал учителем. 21 октября 1725 года он успешно прошел прослушивание на должность кантора в соседнем Франкенхайне, где проработал более двух лет. В декабре 1727 года он вернулся в Графенроду, сначала в качестве помощника кантора под руководством И.П. Нагеля, а затем, после смерти Нагеля в 1732 году, в качестве кантора. Он оставался на этом посту до самой своей смерти. Кельнер был известен во всей Тюрингии как органист и педагог. Согласно его автобиографии, опубликованной в издании Ф.В. Марпурга "История и критика музыки" (Берлин, 1754), он выступал перед герцогами Кобургским и Веймарским и принцем Зондерсхаузенским. Среди его многочисленных учеников были Дж.П. Кирнбергер, Дж.Э. Рембертс и Йоханнес Рингк. Келлнер также сыграл решающую роль в распространении музыки И.С. Баха, о чем свидетельствуют многочисленные рукописные копии сочинений Баха – в основном клавишных и органных – принадлежащих его кругу. Эти рукописи, многие из которых принадлежат Келлнеру, часто представляют собой самый ранний или единственный источник произведения и проливают свет на хронологию, композиционную историю и подлинность музыки. Келлнер, по-видимому, также переписал для клавишных некоторые камерные произведения Баха, такие как сонаты BWV 1027 и 1039. Был ли он учеником Баха, неясно, но они оба знали друг друга лично. Еще одним знакомым Келлнера был Г.Ф. Гендель. В целом, клавишная музыка Келлнера олицетворяет галантный стиль постбаховского поколения, несмотря на очевидное влияние баховского "Дас вольтемпьерте клавир" на некоторые части "Certamen musicum". Хотя его органные произведения больше тяготеют к стилю позднего барокко, в оформлении "Был здесь, дас ист вольгетан" прослеживается подлинная фактура рококо. Органная фуга ре минор - это двойная фуга с отдельными экспозициями на две темы. Довольно заурядной по сравнению с этим является органная фуга до минор, которая представляет собой всего лишь переложение части из "Certamen musicum" и была опубликована в 1947 году как произведение В.Ф. Баха. Прелюдия и фуга ре минор примечательны своим блестящим соло на педали, которое отражает виртуозность Келлнера как органиста. Его декоративная постановка “Герцлиха здесь и сейчас” до сих пор регулярно исполняется.
Ноты сочинений Иоганна Петера Келлнера на сайте библиотеки IMSLP