Келлнер, Иоганн Петер
1705 - 1772
Назад
Иоганн Петер Келлнер (Johann Peter Kellner) - Немецкий органист и композитор
Родился 28 сентября 1705 года, Графенрода, Тюрингия - погребён 22 апреля 1772 года, Графенрода.
Отец Иоганна Кристофа Кельнера. Его родители хотели, чтобы он стал торговцем черной бумагой, как его отец, но он был полон решимости изучать музыку. Вероятно, он получил свое первое образование в сельской школе в Графенроде, где пел под руководством кантора Иоганна Петера Нагеля; его первым учителем игры на клавишных был сын Нагеля Иоганн Генрих. Затем он в течение года учился в Целле (предположительно, 1720-1721) у органиста Иоганна Шмидта, а затем в течение года в Зуле (предположительно, 1721-1722) у органиста Иеронимуса Флорентиуса Квеля, который дал ему первые уроки композиции. Затем Келлнер вернулся в Графенроду и в течение трех лет работал учителем. 21 октября 1725 года он успешно прошел прослушивание на должность кантора в соседнем Франкенхайне, где проработал более двух лет. В декабре 1727 года он вернулся в Графенроду, сначала в качестве помощника кантора под руководством И.П. Нагеля, а затем, после смерти Нагеля в 1732 году, в качестве кантора. Он оставался на этом посту до самой своей смерти. Кельнер был известен во всей Тюрингии как органист и педагог. Согласно его автобиографии, опубликованной в издании Ф.В. Марпурга "История и критика музыки" (Берлин, 1754), он выступал перед герцогами Кобургским и Веймарским и принцем Зондерсхаузенским. Среди его многочисленных учеников были Дж.П. Кирнбергер, Дж.Э. Рембертс и Йоханнес Рингк. Келлнер также сыграл решающую роль в распространении музыки И.С. Баха, о чем свидетельствуют многочисленные рукописные копии сочинений Баха – в основном клавишных и органных – принадлежащих его кругу. Эти рукописи, многие из которых принадлежат Келлнеру, часто представляют собой самый ранний или единственный источник произведения и проливают свет на хронологию, композиционную историю и подлинность музыки. Келлнер, по-видимому, также переписал для клавишных некоторые камерные произведения Баха, такие как сонаты BWV 1027 и 1039. Был ли он учеником Баха, неясно, но они оба знали друг друга лично. Еще одним знакомым Келлнера был Г.Ф. Гендель. В целом, клавишная музыка Келлнера олицетворяет галантный стиль постбаховского поколения, несмотря на очевидное влияние баховского "Дас вольтемпьерте клавир" на некоторые части "Certamen musicum". Хотя его органные произведения больше тяготеют к стилю позднего барокко, в оформлении "Был здесь, дас ист вольгетан" прослеживается подлинная фактура рококо. Органная фуга ре минор - это двойная фуга с отдельными экспозициями на две темы. Довольно заурядной по сравнению с этим является органная фуга до минор, которая представляет собой всего лишь переложение части из "Certamen musicum" и была опубликована в 1947 году как произведение В.Ф. Баха. Прелюдия и фуга ре минор примечательны своим блестящим соло на педали, которое отражает виртуозность Келлнера как органиста. Его декоративная постановка “Герцлиха здесь и сейчас” до сих пор регулярно исполняется.
Ноты сочинений Иоганна Петера Келлнера на сайте библиотеки IMSLP