Кайзер, Исфрид
1712 - 1771

Назад

Исфрид Кайзер (Isfrid Kayser) - Немецкий композитор

Родился 13 марта 1712 года, Тюркгейм-на-Вертахе, северный Аугсбург - умер 1 марта 1771 года, Мархталь, северный Ульм. 

Он был сыном деревенского органиста и школьного учителя в Тюркхайме, который дал ему самое раннее музыкальное образование. Он учился в школе в Мюнхене, а в 1732 году поступил в премонстратенский монастырь Мархталь. Мархталь был одним из нескольких швабских монастырей, в основном премонстратенских и бенедиктинских, где в 18 веке широко культивировалась музыка. К 1741 году он стал музыкальным директором и занимал этот пост около десяти лет; примерно с 1750 года он работал приходским священником в близлежащих деревнях. В 1761 году он вернулся в Мархталь и в 1763 году стал помощником приора. При жизни Кайзер был одним из самых известных баварских церковных композиторов. Благодаря ему Мархталь приобрел столь высокую музыкальную репутацию, что Мария-Антуанетта посетила его во время поездки во Францию; на местном уровне у него были связи в таких музыкальных центрах, как Ульм и Мюнхен. По-видимому, он заочно обучал композиторов в других странах. Кайзер начал сочинять музыку в начале 1740-х годов. Главными характеристиками баварской церковной музыки, разработанной в 1720-х и 30-х годах И.В. Ратгебером и его современниками, были компактность, мелодичность, отсутствие контрапунктического хорового стиля и достаточно простые сольные партии, причем сольные голоса использовались только в чередовании с тутти. Она предназначалась для приходских хоров, которые не могли справиться со сложной музыкой. К 1740-м годам некоторые композиторы начали публиковать более амбициозную литургическую музыку, очевидно, предназначенную для опытных хоров в больших церквях или монастырях; Кайзер - самый важный из них. Он сохранил основные ноты большинства опубликованных церковных произведений того периода – соло и хор для SATB, двух скрипок и континуо, иногда трубы и барабаны. Стиль, однако, сильно отличается от стиля Ратгебера или более сдержанных современников Кайзера. И мессы, и псалмы исполняются в гораздо большем масштабе. Настройки псалма разделены на несколько частей, включая арии да капо, и более длинные части ординарного текста разделены аналогичным образом. Его кирии, в частности, масштабны, обычно состоят из медленного вступления, за которым следует фуга, которая возвращается после соло “Christe eleison”. Он также обычно заканчивал "Глорию" фугой "Cum Sancto Spiritu"; его хоровые фуги показывают его как весьма опытного контрапунктиста. Однако даже в гомофонических движениях его хоровые структуры интересны и разнообразны; в отличие от многих своих современников, он редко прибегал к простой декламации с повторными аккордами и обладал значительным мастерством построения движения из контрастных мотивов. У него было сравнительно мало таланта к мелодическому изобретательству, и он редко использовал принципы ритурнелло, которыми пользовались многие его современники в хоровых движениях. Но у него был талант к драматическому подбору слов и изобретательной гармонии. Его музыку можно назвать прогрессивной в гармоническом и мелодическом плане больше, чем музыку любого другого южногерманского церковного композитора этого периода. Хотя его хоровое творчество обычно не представляет сложности, его сольные партии и сочинение для струнных предъявляют значительные требования к исполнителям. Он был одним из первых композиторов, который в опубликованной церковной музыке полностью использовал идиоматику для скрипки. Арии в его псалмах и мессах, как правило, длинные и замысловатые, а отсутствие у него мелодической изобретательности часто ослабляет интерес. Это еще более заметно в его кантатах ор.1, арии которых длиннее и замысловатее, чем в его строго литургических произведениях, и которые, лишенные присущей итальянцам способности к мелодическому изобретательству, часто вырождаются в довольно напыщенное перебирание нот. Кайзер также сочинял инструментальную музыку. Сохранилось немного, но партиты соч.4, в которых отчетливо прослеживаются черты классической сонатной формы, показывают, что он был столь же дальновиден в этом отношении, как и в литургической музыке.

Ноты сочинений Исфрида Кайзера на сайте библиотеки IMSLP