Кауфманн, Георг Фридрих
1679 - 1735
Назад
Георг Фридрих Кауфманн (Georg Friedrich Kauffmann) - Немецкий органист и композитор
Родился 14 февраля 1679 года, Остермондра, Тюрингия - умер 24 февраля 1735 года, Мерзебург.
Он получил начальное образование по игре на клавишных у Дж.Х. Баттштетта в Эрфурте и продолжил обучение у Дж.Ф. Альберти в Мерзебурге, у которого он также изучал композицию. Когда в 1698 году Альберти перенес инсульт, вызвавший паралич правой руки, Кауфман заменил его, а в 1710 году сменил своего учителя на посту органиста при дворе герцога Кристиана I Саксонского и в Мерзебургском соборе. Впоследствии Кауфман стал придворным органистом герцога Саксен-Мерзебургского, а позже был назначен придворным капельмейстером. Музыка и репутация Кауфмана распространились за пределы Мерзебурга в течение нескольких лет после его назначения в 1710 году. Друг Баха И.Г. Вальтер, который, возможно, знал Кауфмана по Эрфурту, скопировал его хорал-прелюдию на "Герре Готте, дих лобен алле вирт" в начале второго десятилетия века, а ученик Вальтера Дж.Т. Кребс примерно в то же время скопировал фантазию Кауфмана соль мажор. (Две более поздние рукописи, написанные Вальтером, содержат дополнительные копии органных произведений Кауфмана.) В Лейпциге университет рассматривал возможность пригласить Кауфмана осмотреть только что законченный орган церкви Паулинеркирхе в 1717 году, но приглашение в конечном итоге было направлено Баху; пять лет спустя два переписчика, работавшие на Иоганна Кунау – один из них был его племянником И.А. Кунау, который позже работал на Баха, – скопировали партии для органа Кауфмана. сольная кантата "Неверующий", написанная, вероятно, для исполнения 16 августа 1722 года, вскоре после смерти Кунау. Возможно, своими лейпцигскими связями Кауфман был обязан И.П. Кунцену, либреттисту его оратории "Гиммлер Христа". В Галле органисту Готфриду Кирххоффу принадлежали кантаты Кауфмана, которые он, предположительно, использовал для исполнения в Мариенкирхе; однако ни одна из этих копий до сих пор не сохранилась. Осенью 1722 года Кауфман отправился в Лейпциг, чтобы побороться за прежнюю должность кантора в церкви Томаскирхе, которую занимал Кунау. В протоколе Лейпцигского городского совета от 22 ноября 1722 года Кауфман, названный "придворным органистом и музыкальным руководителем Мерзебурга", значится одним из семи участников конкурса. Согласно сообщению корреспондента "Hollsteinischer" (Гамбург) от 8 декабря, он провел свой тестовый тест 29 ноября, в первое воскресенье Рождественского поста. В протоколе совета от 21 декабря сообщается, что Кауфманн “снова попросил допустить его к экзамену”. Совет удовлетворил просьбу, поскольку И.С.Баху и Граупнеру было разрешено исполнить по две кантаты каждому. Он оставался в числе финалистов конкурса на эту должность, пока Бах в конце концов не получил ее в апреле 1723 года. Возможно, в последующие годы у Баха и Кауфмана были хотя бы косвенные контакты. Примерно в 1727 году, когда сын И.С. Баха Вильгельм Фридеман учился в Мерзебурге у И.Г. Грауна, И.А. Кунау переписал партитуры двух кантат Кауфмана "О, дух Фрейденволлера" и "О, господин мой"; третью, "Любовь к богу", он скопировал неопределенно позднее. Скорее всего, эти пьесы предназначались для исполнения в Новой кирхе в Лейпциге. В 1725 году в издательстве "Музыкальная критика" Маттесона появилось объявление о публикации трактата Кауфмана, который в рекламном проспекте называл себя "директором церковной музыки герцога Саксен-Мерзебургского". Трактат, который был завершен в рукописи, но никогда не печатался и с тех пор утерян, назывался "Введение в древнюю и Moderna музыку", как "суть: исследование истории музыки в мире и нового мира".; содержание, приведенное в кратком изложении, включало "общие и специальные правила композиции в старом и новом стиле" - формулировка, которая предполагает, что Кауфман следовал традиции "фигуральной" контрапунктической редукции, заложенной Кристофом Бернхардом. Восемь лет спустя Кауфман начал серийное издание своей "Гармонической музыки" - первого сборника хоральных прелюдий для органа, появившегося в печати после "Новой табулатуры" Шейдта в 1624 году. На титульном листе композитор указан как "директор капеллы и придворный органист герцога Саксен-Мерзебургского", что несколько сбивает с толку, поскольку, согласно другим источникам, Й.Т. Ремхильда стала герцогским капельмейстером в 1731 году. Кауфман, скорее всего, планировал "Гармоническое наслаждение" как полное издание своих органных хоралов, и оно было опубликовано на основе подписки. Он умер от чахотки еще до того, как появилась вся коллекция, но его вдова увидела оставшиеся экземпляры в типографии; возможно, именно этим объясняется включение трех работ Вальтера (две работы "Мы любим людей, живущих на земле Вальтена" и одна - "Кристенлейт") и одной работы Захова ("Монахиня, живущая на земле"), среди более поздних номеров. Поначалу публикация не имела большого успеха – в письме от 4 августа 1736 года Вальтер сообщал о жалобе одного из издателей на то, что "покупателей становится все меньше, и если так будет продолжаться и дальше, ему придется отказаться от нее", – но вскоре она зарекомендовала себя как это одно из самых значительных достижений немецкой органной музыки, которое оставалось в почете вплоть до 19 века. Его 98 хоральных прелюдий, описанных композитором как "короткие, но разработанные с особой изобретательностью и приятным стилем", охватывают практически все жанры, популярные в начале XVIII века, включая дуэты ("в которых всегда присутствует фигуральная активность, которые восстанавливают то, чего лишает отсутствие других голосов"), фугетты в первой строке хорала и различные варианты cantus firmus, в шести из которых мелодия исполняется на гобое и является самыми ранними образцами этого типа. Кауфманн необычайно тщательно разрабатывал направления исполнения, часто добавляя обильные орнаменты, разметку темпа и подробные рекомендации по оформлению. Музыка демонстрирует живое мотивирующее воображение и склонность к эмоциональным диссонансам и гармоническим переходам. Вокальные произведения Кауфмана, с их лаконичной структурой фраз и избеганием полифонической сложности, соответствуют стилистическим нормам немецкой духовной музыки его поколения. Во всех них используются либретто пост-ноймайстеровского типа, состоящие почти исключительно из речитативов и арий; тексты из Священных Писаний и хоралы появляются только во внешних частях "Никто иной", "Господин" и "Любовь к богу". Вступительные припевы этих кантат – один фугальный, другой свободно согласованный – отличаются значительной широтой и ритмической энергией. В оратории "Вознесение" Кауфман помогает драматургическому течению, избегая повторения текста, и демонстрирует свой прекрасный инструментальный стиль в симфонии – французской увертюре в стиле Генделя. Речитативы Кауфмана отличаются заметной беглостью декламации; его арии, написанные в строгом стиле da capos, содержат привлекательный тематический материал и выдерживают хорошо сбалансированные пропорции между разделами. Изобретательность и высокое мастерство музыки Кауфмана подтверждают мнение Вальтера о том, что она “не может не вызывать восхищения у людей здравомыслящих”. Несмотря на небольшой объем сохранившихся произведений, Кауфман принадлежит к числу лучших немецких современников И.С. Баха.
Ноты сочинений Георга Фридриха Кауфманна на сайте библиотеки IMSLP