Капспергер, Джованни Джироламо
1580 - 1651

Назад

Джованни Джироламо Капспергер (Giovanni Girolamo Kapsperger) - Итальянский композитор, лютнист, теорбист и гитарист немецкого происхождения

Родился в 1580 году, Венеция - умер в январе 1651 года, Рим. 

По-видимому, он использовал написание "Капспергер", а не "Капсбергер", предпочитаемое немецкими учеными. Его отец, полковник Гульельмо Капспергер, был знатным военным чиновником Австрийского императорского дома и, возможно, обосновался в Венеции. Вскоре после 1605 года Капспергер оказался в Риме, где благодаря своей репутации виртуоза и статусу дворянина-алемана он вращался в кругах влиятельных семей, таких как Бентивольо и Барберини. Среди других сторонников Капспергера в Риме были ордена Святого Стефана и Святого Джованни, а также академии юмористов и Импер-метти, члены которых организовали публикацию его работ; академии, которые Капспергер организовал в своем доме, были названы одними из “чудес Рима”. Около 1609 года он женился на неаполитанке Джеролиме ди Росси, от которой у него было по меньшей мере трое детей. В 1612 году его кантата "Маджио", посвященная великой княгине Марии Маддалене, была исполнена во Флоренции в Палаццо Питти. В 1622 году в Римской коллегии был поставлен его апофеоз на иезуитские темы, посвященный канонизации двух первых святых-иезуитов, Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия; это была самая сложная музыкальная постановка в Риме до опер Барберини, ознаменовавшая период углубления отношений Капспергера с папским окружением. В 1624 году его стихотворные переложения новоизбранного папы Урбана VIII Барберини были опубликованы под названием "Поэма и кармина", которые Дж.Б. Дони с энтузиазмом переслал Мерсенну. В том же году Капспергер поступил на службу к племяннику Урбана, кардиналу Франческо Барберини, где в течение 30 лет работал бок о бок с Фрескобальди, Луиджи Росси, Доменико Маццокки, Стефано Ланди и Дони, а также сотрудничал с поэтами Оттавио Тронсарелли, Джованни Чамполи и Джулио Роспильози (будущим папой Климентом IX). Его сын Филиппо Бонифачо также присоединился к семье Франческо. Дони писал, что музыка Капспергера часто исполнялась "в покоях его Святейшества", а в 1626 и 1627 годах его мессы исполнялись в капелле Систина по просьбе Урбана. Позже Дони осудил Капспергера за попытку заменить музыку Палестрины своей собственной в Сикстинской капелле, что было некритично воспринято Хокинсом и Амбросом (и фактически подорвало репутацию Капспергера в дальнейшем); Байни, однако, скептически отнесся к рассказу Дони, и ни один подобный инцидент не задокументирован, хотя в других отчетах современников описывается, как Капспергер играл в Сикстинской капелле. его считали выдающимся талантом, но склонным к оппортунизму, отказу от сотрудничества и тщеславию. Капспергер продолжал работать в семье Франческо на жалованье вплоть до смерти Урбана в 1644 году и роспуска заведения Франческо в 1646 году. Любопытно, что только два его произведения были напечатаны после 1633 года, когда Аллаччи опубликовал список произведений Капспергера, в который вошли названия многих дополнительных сборников, которые он готовил к публикации. Капспергер умер в 1651 году и был похоронен в церкви Святого Блеза под Римом. Капспергер был плодовитым, в высшей степени оригинальным и зачастую экстраординарным композитором и сыграл ключевую роль в развитии теорбо как сольного инструмента. Коллекции theorbo содержат виртуозные токкаты, вариации и танцы (некоторые для инструмента с 19 партиями), которые сочетают в себе арпеджированные партии, необычные ритмические группировки, ломаные фигуры и невнятные пассажи в орнаментированном и сильно синкопированном контексте, который имеет много параллелей с клавишными работами Фрескобальди. Книга 1640 года также содержит важное предисловие, касающееся исполнения. Сборник для лютни 1611 года включает восемь токкат, описанных Гилбертом как "возможно, лучшие в своем роде в итальянском репертуаре", в которых используются более плавные текстуры, возникающие почти спонтанно – от медленных гармоний на длинных педалях до пассажей в стиле речитатива, мотивирующих последовательностей, коротких отрывков из ридикюля и драматических всплесков гамм. Среди других его инструментальных работ - один из немногих сборников инструментальных ансамблевых танцев этого периода (1615) и более похожая на канцону симфония а кватро того же года, в которой представлены контрасты соло-тутти, эффекты эха и множество непрерывных партий. В своей вокальной музыке Капспергер исследовал границы как роскоши барокко, так и аскетизма контрреформации. "Моттетти пасседжиати" и "Арье пасседжиате" содержат монодии (1612) и дуэты (1623) с обширными (а иногда и преувеличенными) выписанными орнаментами. Среди арье 1612 года (которые на самом деле являются сольными мадригалами) выделяются более крупные композиции Петрарки и Гуарини; коллекция 1623 года менее богато украшена, но более приятна в музыкальном плане. Моттетти страдают от длинных и предсказуемых витиеватых пассажей, но отражают аспекты современного римского вкуса и пользовались влиянием в Германии. Кантор церкви Томаскирхе Тобиас Михаэль в своей книге "Musicalischer Seelen-Lust" (1637) признал, что “искусство герра Капсбергера очень привлекательно для меня, и я следил за ним столько, сколько мог”. Мадригалы 1609 года основаны главным образом на гоморитмических текстурах и демонстрируют осведомленность Капспергера о современных литературных тенденциях благодаря его постановке "Марино". Но самые интересные и популярные светские произведения Капспергера (о чем свидетельствуют совпадающие версии) находятся среди его семи сборников вилланелл, в которых используются простые стихи, изложенные в основном слогами в контрастных разделах двойного и тройного размера, часто с привлекательными танцевальными ритмами. Дони похвалил Капспергера за отсутствие аффектации и "чистую и простую" мелодию в его тонко написанной "Поэме и кармине" (1624), в которой Капспергер описывает поэзию Урбана VIII. Точно так же роскошно поставленный "Апофеоз" (1622) придает монологическому латинскому тексту удивительно сдержанный декламационный стиль, иногда дополняемый трехкратными припевами. Этот стилистический шаблон сохранен в рождественской кантате "Пастор Беттелемме" и "Литании Девственницам". В трех городских миссиях, посвященных Урбану VIII, и в священных песнопениях (1628) также присутствуют гоморитмические структуры, а в случае с мессами - полихоральная техника. Подобно сборникам пасседжи 1612 года, но демонстрируя большую чувствительность к текстуально-музыкальным связям, представлены мотеты Modulatus sacri diminutis (1630), в которых используются обильные украшения и сложные ритмические фигуры (например, "Beata Dei genitrix’). Сценические работы Капспергера, в том числе опера "Принцесса Владислава в Валаккии" (1625), посвященная польско-турецкой войне 1621 года, утрачены, за исключением "Апофеоза". Во времена ожесточенной музыкальной полемики Капспергера восхваляли современники и консерваторы, от коллекционера произведений искусства Винченцо Джустиниани и путешественника Пьетро делла Валле до теоретика неоклассицизма Дж.Б. Дони и иезуита-эрудита Афанасия Кирхера, которые называли его преемником Монтеверди. Коллективные аплодисменты людей столь разного происхождения свидетельствуют о широкой стилистической широте и необычной изобретательности композитора, чьи произведения являются образцами римской музыки начала 17-го века.

Ноты сочинений Джованни Джироламо Капспергера на сайте библиотеки IMSLP