Калоуш, Вацлав
1715 - 1786

Назад

Kalous, Václav

Портрет композитора Вацлав Калоуш

  • Дата рождения: 27 января 1715 года (крещение)
  • Место рождения: Сольнице, близ Рихнова-над-Кнежной
  • Дата смерти: 22 июля 1786 года
  • Место смерти: Рихнов-над-Кнежной

Биография

Вацлав Калоуш был чешским композитором. Он наиболее известен под своим монашеским именем Симон а Скт Бартоломео (или просто Симон). После обучения в Пиаристской гимназии в Рихнове-над-Кнежной он начал служить послушником в Липнике-над-Бечвой (17 октября 1736 года), где по специальному разрешению смог принести обеты через год, 23 октября 1737 года. Впоследствии он работал в колледжах и школах своего ордена как священник, учитель, органист и руководитель хора. Его самыми известными учениками были Ф.К. Брикси и Антонин Бросманн. Он преподавал в Стражнице (1737–38, 1761–69), Вене (1738–39, 1741–42), Хорне (1739–41, 1742–44), Микулове (1745–46), Космоносях (1746–48, 1756–57), Липнике-над-Бечвой (1748–50), Бенешове (1750–52), Праге (1752–56), Слани (1757–59) и Кромержиже (1759–61). В 1769 году он начал работать в Рихнове-над-Кнежной, где оставался до своей смерти, даже после закрытия местной Пиаристской гимназии в 1783 году.

Творчество

Калоуш является одним из плодовитых чешских композиторов XVIII века, которые освоили технику церковной музыки, но обладали малой индивидуальностью. Смешение барочных элементов (главным образом из произведений Кальдары и И.И. Фукса) с зарождающимися классицистскими чертами (упрощение гармонии и преобладание гомофонного письма) типично для творчества Калоуша. Его мелодика вокальна, насыщена барочными секвенциями и колоратурой, но почти лишена хроматики и пунктирных ритмов. Он сочинял преимущественно для одного или четырех голосов в сопровождении двух скрипок, альта, баса и органа, иногда с добавлением гобоев, валторн и труб. Он ввел в чешскую церковную музыку тип трехчастного итальянского оффертория, состоящего из гомофонного вокального тутти, сольных арий и заключительной вокальной фуги, предваряемой коротким гомофонным вступлением. Произведения Калоуша были популярны в Богемии и Моравии вплоть до первых двух десятилетий XIX века. Тематический каталог, составленный Стражкой, перечисляет 103 произведения, но не включает (например) музыку для школьных пьес, которую Калоуш, предположительно, писал, но которая не была найдена.

Произведения

Духовная музыка

  • 27 месс
  • Реквием
  • 2 вечерни; 8 литаний; 11 "Радуйся, Небесная Царица"; 5 "Привет тебе, Царица"; 4 "Стации Теофорические"; "Чувства ко Христу во гробе" (на части текста "Стояла Мать Скорбящая")
  • 44 оффертория, градуала и другие небольшие церковные сочинения