Кэфер, Иоганн Филипп
1672 - 1728
Назад
Käfer, Johann Philipp
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Филипп Кефер был немецким органистом и композитором. Он стал придворным органистом в Рёмхильде в 1692 году, где в том же году женился на Анне Марии Штерцберг, вдове своего предшественника. Он оставался на этой должности до 1708 года, когда был назначен придворным капельмейстером в Хильдбургхаузене. В 1715 году Кефер переехал в Дурлах на должность придворного композитора маркиза Карла Вильгельма Баден-Дурлахского; впоследствии он был назначен придворным капельмейстером. Он писал успешные оперы для сцены Дурлаха до 1718 года, когда двор переехал в Карлсруэ, и ему было поручено создавать духовную музыку для новой часовни; он написал как минимум три цикла кантат. Его попытки поставить оперы в Карлсруэ были затруднены директором сценических механизмов Филиппом Скандалибене и басовым певцом и католическим священником Натале Беттинардо. Без этого дополнительного источника дохода Кефер столкнулся с долгами и, подавая прошения, просил маркиза увеличить его жалование. Из-за недоразумений ситуация обострилась, и 23 августа 1722 года он был уволен и заменен И.М. Мольтером. После этого Кефер осел в Пфорцхайме, где обеспечивал скромное существование преподаванием и дирижированием исполнения кантат в местных церквях.
О музыкальном вкладе Кефера как автора опер известно немного, так как все партитуры, по-видимому, утрачены. Тем не менее увертюра, арии, хоры и танцевальные движения в его произведении "Музыкальная битва" дают представление о его оперном стиле. Его "Соната на 4" и кантаты в 1720-х годах выглядели несколько устаревшими (что могло сыграть роль в его увольнении), но они доказывают, что Кефер был одаренным современником Кунау, Захова и И.П. Кригера.
Сын Кефера, Иоганн (род. Рёмхильд, 18 мая 1693; ум. Карлсруэ, 24 января 1725), играл на флейте и органе и был придворным музыкантом в Дурлахе. Он написал трилогию опер "Азиатская Баниза" (часть I "Балацин", часть II "Чаумигрен", часть III "Баниза"; некоторые арии из части III сохранились, либретто — в Клемене, Веймаре, Вюрцбурге). Эти оперы были исполнены в Кобурге в 1714 году и позже в Дурлахе около 1716 года, где также была поставлена его опера "Альмире и Фернандо" (по тому же либретто, что и опера Генделя "Альмира") в 1717 году (музыка утрачена). В 1718 году он написал цикл эпистольных кантат "Музыкальное духовное наставление" (только тексты, Дурлах, 1719) для часовни в Карлсруэ, где оставался с матерью до своей смерти. Все его произведения часто ошибочно приписываются его отцу.
Кефер писал как оперы, так и духовную музыку. Его духовные сочинения включают многочисленные кантаты, мотеты и оратории, созданные для придворной часовни и местных церквей. Музыкальный стиль Кефера отличается выразительностью мелодий, гармоническим разнообразием и вниманием к драматической постановке. Его оперные произведения, хотя и утрачены, через сохранившиеся арии, хоралы и танцевальные вставки демонстрируют способность к сценической драматургии и мелодической выразительности. В "Музыкальной битве" проявляется сочетание танцевальных ритмов, хорального письма и инструментальной виртуозности, характерное для оперной манеры эпохи барокко.
В духовной музыке Кефера заметна приверженность традициям полифонии и строгого контрапункта, с элементами старого стиля, что делало его творчество несколько консервативным для начала XVIII века. Его кантаты показывают умение сочетать вокальные линии с инструментальной партией, часто включая виолончель, гобои, валторны и клавесин, обеспечивая гармоническую основу для мелодического развития.
Кефер продемонстрировал себя как талантливый композитор, способный сочетать традиционные элементы барочной музыки с сценическим выразительным потенциалом оперы и кантаты, обеспечивая высокий художественный уровень произведений.
Оперы
Духовная музыка
Другие сочинения
Ноты сочинений Иоганна Филиппа Кэфера на сайте библиотеки IMSLP