Кёнигспергер, Марианус
1708 - 1769

Назад

Марианус Кёнигспергер (Marianus Königsperger) - немецкий композитор

  • Родился 4 декабря 1708 г. - Родинг, Регенсбург.
  • Умер 9 октября 1769 г. - Прюфенинг, Регенсбург. 

Сын мастера по изготовлению инструментов, он поступил мальчиком из церковного хора в бенедиктинское аббатство Прюфенинг. Его музыкальный талант оказался настолько велик, что он отказался от изучения теологии в пользу теологии; вступив в орден бенедиктинцев, он стал органистом и хормейстером в Прюфенинге в 1734 году, и эту должность он занимал до конца своей жизни. Поступив в Прюфенинг, он взял имя Марианус, отказавшись от своего имени по крещению Иоганн Эрхард, которое он никогда не использовал в связи со своей музыкальной деятельностью. С 1740 года и до самой своей смерти он выпускал постоянный поток публикаций, большинство из которых были посвящены церковной музыке, но также включали симфонии и клавишные пьесы. Благодаря значительной прибыли от продажи почти 40 изданий Кёнигспергер смог профинансировать не только постройку нового хорового органа для Прюфенинга, но и усовершенствование главного органа, покупку книг для библиотеки аббатства и публикацию научных трудов своих собратьев-монахов. Кёнигспергер был одним из самых популярных и плодовитых композиторов своего поколения в Южной Германии, и его музыка имела очень широкое распространение. Лоттер, издавший большинство его произведений, называл их краеугольным камнем процветания своей фирмы, а Кёнигспергер, как говорили, сделал больше, чем любой другой композитор, для улучшения музыкальных стандартов в баварских деревенских церквях. Его популярность, по-видимому, была широко распространена и необычайно продолжительна; в последнем из печатных музыкальных каталогов Лоттера, изданном в 1820 году, приводится его "Missa pastoritia", написанная в то время, когда церковная музыка его современников уже давно не издавалась. Он также пользовался значительной известностью в городе как органист. Кёнигспергер принадлежит ко второму поколению композиторов, пишущих в баварском церковном стиле XVIII века. Этот стиль, который можно найти в бесчисленных изданиях литургической музыки для приходских хоров с ограниченными ресурсами, был в значительной степени разработан Дж.В. Ратгебером в его публикациях 1721-36 годов. Его главными характеристиками были компактность в сочетании с литургической уместностью, мелодичность, отсутствие контрапунктического хорового письма и простые сольные партии. Обычно звучали соло-САТБА, хор, две скрипки и бас-континуо, а также трубы и барабаны по желанию. К середине 1740-х годов стиль начал развиваться в двух направлениях. Некоторые композиторы начали писать более сложную музыку для хорошо оборудованных городских или монастырских церквей; те, кто больше интересовался обычной сельской приходской церковью, еще больше упростили стиль. Во многих своих произведениях Кёнигспергер, казалось, не был уверен, какому из этих направлений следовать, и во многих отношениях его ранние публикации, в которых его стиль наиболее однороден, являются его лучшими. Вечерний псалом из соч.5 демонстрирует его талант к написанию хороших, объемных мелодий как для хора, так и для солистов, а также к применению принципов ритурнелло в оформлении псалмов. В его псалмах 1750 года мелодический дар менее заметен, чувство формы и равновесия менее уверенное. За пространными вставками первых нескольких куплетов часто следует скучное, формальное alla breve tutti, в котором разные голоса поют разные слова одновременно, как это было принято в разделах Gloria и Credo современных постановок missa brevis; он сравнительно мало использовал технику ритурнелло, и те штрихи словесной живописи, которые иногда можно встретить в псалмах 1743 года, отсутствуют. В его "мессах" дихотомия между этими двумя стилями особенно очевидна. В своем сочинении ор.15 (1750) он следовал общей тенденции к большей фрагментации "Глории" и "Кредо"; хоровые части короткие и часто скучные, в то время как соло обычно представляют собой полностью разработанные арии в стиле капо, которые предъявляют значительные требования к технике исполнения певцов. То же самое можно сказать и о гораздо более позднем издании "мессы", соч.23 (1764), но здесь различия в стиле еще шире: соло более сложные, а припевы все больше опираются на быстрые повторяющиеся аккорды. После 1750 года его стиль, похоже, мало изменился. В этих более поздних псалмах и во многих своих небольших литургических произведениях, таких как приношения, он практически не использовал принцип чередования соло–тутти, который был важной особенностью баварского церковного стиля на заре его существования и который он сам использовал в начале своей карьеры. С одной стороны, его сочинение соч.12 (1748) полностью хордовое, в четырехчастном гомофоническом стиле, не представляющем особого мелодического интереса; с другой стороны, кантаты и приношения из соч.22 (1763) состоят из длинной, сложной арии, за которой следует короткий припев (который, по словам композитора, может быть опущен). Немногое из светской музыки Кёнигспергера сохранилось до наших дней. Его восьмитоновые прелюдии и фуги свидетельствуют о том, что он был компетентным контрапунктистом, но плохо понимал форму в инструментальной музыке; они также указывают на интерес к хроматической гармонии, редкой в его произведениях для церкви. Его огромная репутация композитора, возможно, и была неоправданной, но его музыка, по-видимому, удовлетворяла общественный спрос, и очевидно, что Кёнигспергер был выдающимся музыкантом среди южногерманских композиторов, писавших для приходских церквей.

Ноты сочинений Мариануса Кёнигспергера на сайте библиотеки IMSLP