Кёниг, Иоганн Бальтазар
1691 - 1758

Назад

Иоганн Бальтазар Кёниг (Johann Balthasar König) - немецкий композитор

  • Родился 28 января 1691 г. - Вальтерсхаузен, Северная Гота.
  • Умер 2 апреля 1758 г. - Франкфурт. 

Мальчиком он поступил в Городскую капеллу во Франкфурте, где сначала пел под руководством Г.К. Страттнера. Когда Телеман сменил последнего в 1712 году, Кёниг начал работать у него переписчиком, а также научился подражать его стилю; предположительно, он брал у него уроки. В 1718 году Телеман стал крестным отцом сына Кёнига. Когда в 1721 году Телеман уехал в Гамбург, Кёниг сменил его на посту музыкального руководителя Катариненкирхе, в то время второй главной церкви Франкфурта, оставаясь при этом членом Городской капеллы, которой теперь руководит Г.К. Бодинус. Тот факт, что он также играл на виолончели и пел с хором в Барфюссеркирхе бесплатно, позволяет предположить, что он был "капельмейстером-адъюнктом" (помощником, получившим повышение) Бодинуса, которого он фактически сменил в 1727 году. Работая в двух главных церквях и в качестве гражданского музыкального руководителя, он поднялся до той же должности, что и Телеман, и успешно пытался восстановить, после упадка при Бодинусе, прежнее качество музыкальных выступлений. Среди работ, которыми он руководил, были оратория Телемана "Кёниглихский пророк Давид" (1733 и 1739) и "Одна из страстей Телемана" (1739). Более глубоко, чем его образец, заботясь об основных обязанностях протестантского церковного музыканта, Кёниг уделял большое внимание совершенствованию церковного пения. Он уже представил свои предложения городскому совету в виде меморандума, посвященного массовому собранию, в котором говорилось о том, что нужно сделать, чтобы Зинген жил во Франкфуртской церкви абзухельфен сей (1724), прежде чем он занял свое влиятельное положение. Его самым важным вкладом стала публикация "Гармонических песен шаца" (1738), самого полного сборника гимнов XVIII века, содержащего около 2000 мелодий с фигурным басом. Он адаптировал многие старые мелодии к моде своего времени, сглаживая неправильные ритмы или накладывая мажорно–минорные контуры и гармонии на модальные мелодии. Около 290 мелодий, которые впервые появляются в этом сборнике, вероятно, написаны самим Кёнигом. Три из них до сих пор поются в Германии, а три известны в сборниках англиканских гимнов как "Буря", "Евангелисты" и “Франкония”. Церковные кантаты Кёнига до сих пор не внесены в каталог; их сходство с произведениями Телемана и деятельность Кёнига как переписчика привели к неправильному толкованию обоих композиторов. Еще больше путаницы вызвала привычка Кёнига копировать отдельные арии или припевы из кантат Телемана и повторно использовать их, иногда с другими словами, в новом контексте.

Ноты сочинений Иоганна Бальтазара Кёнига на сайте библиотеки IMSLP