Желиотт, Пьер де
1713 - 1797

Назад

Пьер де Желиотт (Pierre de Jélyotte) - Французский певец и композитор

Родился 13 апреля 1713 года, Лассебе - умер 12 октября 1797 года. 

Раннее музыкальное образование получил в Тулузе, где изучал пение, игру на клавесине, гитаре, виолончели и композицию. В 1733 году он отправился в Париж и дебютировал в опере в новой постановке "Греческих праздников" Колина де Бламона. В последующие годы он продолжал исполнять второстепенные роли в опере, и его популярность быстро росла. В 1738 году, когда трибу ушел в отставку, Желиотт сыграл главную роль в возрождении "Атиса" Люлли. Впоследствии он сыграл многие из главных ролей Рамо, обычно с сопрано Мари Фель (они перечислены Питоном). В 1754 году вместе с ней он также сыграл в трагедии Мондонвиля "Дафнис и Алкимадур", написанной на их родном лангедокском диалекте. Желиотт часто принимал участие в постановках при дворе. Премьера его комедии-балета "Зелиска" (один водевиль в "Меркюр де Франс", март 1746) состоялась в Версале в 1746 году. В 1745 году он был назначен мастером игры на гитаре короля, а позже стал первым виолончелистом театра маленьких апартаментов мадам де Помпадур. На концертах "Спиричуэлс", которые она организовывала, он исполнял свои собственные песнопения (ныне утраченные) или песни Мондонвиля. Сохранился его романс “Экутез истории”. Однако на парижском концерте "Спиричуэл" он появлялся нечасто и без предупреждения. Он ушел из оперы в 1765 году, но продолжал время от времени выступать на званых вечерах в доме принца Конти. На картине маслом Оливье запечатлено одно из таких выступлений, на котором Желиотт играет на гитаре рядом с юным Моцартом (семи лет), сидящим за клавесином во время его первого визита в Париж. Известно еще несколько портретов Желиотта (они перечислены в Prod'homme). К ним следует добавить анонимную миниатюру (Музей изящных искусств, Дижон) на слоновой кости, ранее, по неизвестным источникам, считавшуюся портретом Клода Бальбастра - он аккомпанирует себе на гитаре, а перед ним на клавесине лежит открытая партитура Атиса. Одной из необычных особенностей голоса Желиотта была легкость, с которой он переходил в верхний регистр диапазона высоких частот (от фа до ре). Некоторые партии Рамо, первоначально написанные для Трибу (например, Кастор в "Касторе и Поллуксе", 1737) и позже переработанные для "Желиотты" (1754), требуют высокой тесситуры и ловкости в быстром исполнении. Одна из самых сложных ариеттес из всех произведений Рамо, "Любовь моя" из оперы "Заис" (1748), также была написана для него. Либреттист Рамо, Каузак, указал на таланты Феля и Желиотт как на важный фактор успеха произведений Рамо: Сегодня мы наслаждаемся двумя певцами, которые довели вкус, точность, выразительность и легкость пения до такой степени совершенства, о которой раньше никто бы и не подумал. Своим величайшим прогрессом искусство обязано им, ибо, без сомнения, именно тем возможностям, которые г-н Рамо увидел в их блестящих, гибких голосах, опера обязана своими замечательными произведениями, которыми этот выдающийся композитор обогатил французское пение.