Жюльен, Жиль
ок.1650 - 1703
Назад
Жиль Жюльен (Gilles Jullien) - Французский композитор и органист
Родился в 1650-1653 годах - умер 14 сентября 1703 года, Шартр.
Приблизительную дату его рождения мы можем определить по свидетельству о его захоронении, в котором говорится, что ему было около 50 лет. Он занимал только одну должность - органиста Шартрского собора, на которую был назначен в исключительно раннем возрасте, между 14 и 17 годами, предположительно 6 декабря 1667 года; его старший сын Жан-Франсуа унаследовал его после его смерти. Вся сохранившаяся музыка Жюльена содержится в его первом сборнике "Livre d'orgue" (Париж, 1690). Планировался второй том, но он так и не был опубликован, а вокальное произведение "Ясли в Вифлееме", описанное как "Песнь о возрождении Нотр-дам", потерян. Где бы он ни обучался своему ремеслу, он, несомненно, был знаком с современными парижскими техниками. Его альбом для органа, вышедший в том же году, что и "Органные мастерские" Куперена, состоит из 80 произведений, собранных в восемь наборов для каждой церкви. Если не считать фуги на Ave maris stella, это их единственная связь с литургией. За исключением вступительной прелюдии, в сетах нет единообразия ни по количеству пьес, ни по их форме: книга представляет собой скорее антологию, а не серию групп пьес, которые должны звучать последовательно. Случайные сочетания "gayement", "gravement" и "lentement" указывают на настроение и темп, хотя первые два могут в равной степени относиться к использованию positif и grand orgue соответственно. Хотя в некоторых названиях подразумевается регистрация, Жюльен предложил схемы для некоторых произведений, особенно для тех, что состоят из пяти частей, автором которых, как он утверждал, он был, хотя они появились в книгах, опубликованных Гиго в 1685 году и Резоном в 1688 году. Диалоги отличаются неоднозначным качеством. Они обладают поверхностной живостью, не присущей музыке, а возникающей из-за изменений темпа, оформления и других внешних факторов. В лучших (3е, 4е, 5е томах) вступительный материал обработан целенаправленно. Сочинение фуг редко бывает сильной стороной французских композиторов 17-го и 18-го веков, и Жюльен не исключение. Его фуги плохо организованы, не отличаются ни компактностью, ни динамичностью. Дуэты и связанные с ними произведения для сольных остановок более удачны. Трио "Для возвышения" (3e ton) запомнилось своей внутренней ценностью, а также тем, что Жюльен включил в него ноты, демонстрирующие, как следует исполнять подобные произведения. Изюминкой коллекции являются прелюдии, которые, как правило, более компактны и контрапунктичны. Если не считать единой цветовой гаммы, случайные экскурсы Жюльена в цветовую гамму не очень радуют. Необычно, что в такой книге того периода он включил в конце хоровое произведение "Cantantibus organis".
Ноты сочинений Жиля Жюльена на сайте библиотеки IMSLP