Жюльен, Жиль
1650 - 1703
Назад
Jullien, Gilles
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жиль Жюльен был французским композитором и органистом. Мы можем вывести его приблизительную дату рождения из его погребального свидетельства, в котором говорится, что ему было около 50 лет. Он занимал только одну должность, органиста Шартрского собора, на которую был назначен в исключительно раннем возрасте от 14 до 17 лет в дату, предположительно 6 декабря 1667 года; его старший сын, Жан-Франсуа, сменил его после его смерти.
Все сохранившаяся музыка Жюльена содержится в его "Первой книге органных пьес" (Париж, 1690); второй том планировался, но так и не был опубликован, а вокальное сочинение "Ясли Вифлеема", описанное как "Песнь на Рождество Господа нашего", утрачено. Где бы он ни обучался своему ремеслу, он, несомненно, был знаком с современными парижскими техниками. Его органная книга, вышедшая в том же году, что и "Органные мессы" Куперена, состоит из 80 пьес, собранных в восемь наборов в каждом из церковных ладов; за исключением фуги на "Радуйся, звезда морская" это их единственная связь с литургией. За исключением вступительной прелюдии, между наборами нет единообразия ни в количестве пьес, ни в их формах: книга представляет собой антологию, а не серию групп пьес, предназначенных для последовательного исполнения. Эпизодические указания "весело", "важно" и "медленно" предполагают настроение и темп, хотя первые два могут в равной степени относиться к использованию позитива и большого органа соответственно. В то время как регистровка подразумевается в некоторых названиях, Жюльен предложил схемы для определенных пьес, в частности для тех, что написаны в пяти голосах, создателем которых он себя провозглашал, хотя они появились в книгах, изданных Жиго в 1685 году и Резоном в 1688 году.
Диалоги отличаются неоднородным качеством. Они обладают поверхностной жизненной силой, присущей не самой музыке, а возникающей из-за смен темпа, регистровки и других внешних факторов. В лучших (третьего, четвертого, пятого ладов) начальный материал трактуется целенаправленно. Фугированное письмо редко было сильной стороной французских композиторов 17-18 веков, и Жюльен не является исключением. Его фуги плохо организованы, не показывая ни компактности, ни развития. Дуо и связанные с ними пьесы для сольных регистров более успешны. "Трио для возношения" (третий лад) запоминается благодаря своей внутренней ценности и потому, что Жюльен включил пунктирный ритм (notes inégales), чтобы продемонстрировать, как следует исполнять такие пьесы. Изюминкой сборника являются прелюдии, которые в целом более компактны и более насыщены контрапунктом. За исключением единой "Хроматической фантазии" случайные экскурсы Жюльена в хроматику не очень удачны. Необычно для подобной книги того периода, что он включил в конце хоровое произведение "При пении органов".
Органные пьесы (из сборника 1690)
Ноты сочинений Жиля Жюльена на сайте библиотеки IMSLP