Жоао IV, Король Португалии
1604 - 1656

Назад

Король Португалии Жоао IV (King of Portugal João IV) - Португальский правитель, коллекционер музыки, автор музыкальных произведений и композитор

Родился 19 марта 1604 года, Вила-Вишоса - умер 6 ноября 1656 года, Лиссабон. 

Как наследник герцогства Браганса, правящая семья которого отличалась любовью к музыке, он получил основательное музыкальное образование; его первым учителем был Роберт Торнар (или Торг), английский (или, возможно, ирландский) композитор, который был учеником Жери де Герсема и Матье Розмарина в Королевской консерватории. Фламандская часовня в Мадриде. После успешного восстания Португалии против испанского владычества в 1640 году он был избран королем. Его правление было отмечено периодическими войнами с Испанией и попытками Португалии заручиться поддержкой иностранных союзников, но он мало интересовался политикой. Однако он был горячо предан музыке, щедро поддерживал композиторов и музыкальные учреждения в своем королевстве и постоянно общался с выдающимися музыкантами. Жоао IV собрал самую большую музыкальную библиотеку своего времени, основанную на герцогской библиотеке его отца и деда. К сожалению, ее сокровища погибли во время землетрясения и пожара в Лиссабоне 1 ноября 1755 года, но частично они представлены в каталоге, напечатанном в Лиссабоне в 1649 году. Несмотря на то, что это только первый том из запланированного набора, этот каталог поражает воображение: на его 521 странице перечислены многие сотни томов месс, мотетов, магнификатов, псалмов, мадригалов, шансонов, вильянсико, арий, инструментальных пьес и теоретических трактатов с подробными описаниями более чем 2000 печатных изданий и 4000 отдельных рукописных произведений, начиная с начала 16-го века и заканчивая концом 1640-х годов. Можно с уверенностью сказать, что на момент смерти Жоао IV это составляло менее трети всего содержимого библиотеки. В то время как его политика в отношении печатных изданий заключалась в том, чтобы получать копии почти каждого нового тома, издаваемого Гардано, Винченти, Плантеном и всеми крупнейшими музыкальными издательствами Европы, его выбор рукописного репертуара свидетельствует о явном предпочтении последователей Палестрины в римской школе, а также учеников Филиппа Роджера в Мадриде и главных представителей всех кафедральных школ Испании и Португалии. Интересно читать о многих произведениях, которые больше не сохранились, например, о "Тьенто" Педро Вилы и Бернардо Клавихо де Кастильо, "энсаладах" Матео Флечи и "мессах" Питера Филипса. Каталог также является важным источником библиографической информации о музыкальном книгопечатании в Европе, а также данных о композиционных традициях латинской и народной церковной полифонии на Пиренейском полуострове в период с начала XVI по середину XVII века. Как музыкальный публицист Жоао IV известен двумя короткими публикациями: в защиту выразительной силы стиля антико и в ответ на критику палестринской мессы. Оба они были опубликованы на испанском и итальянском языках без указания места, даты или авторства, но вступительные сонеты содержат королевский титул в акростихах. Поводом для Дефенса послужило письмо, опубликованное почти столетие назад, в котором выражалось широко распространенное недовольство полифоническим стилем и отсутствием в нем эмоциональной силы по сравнению с музыкой древних. Защита Жоао IV игнорировала по-настоящему современную музыку его времени, которая стремилась вернуть силу древней музыке с помощью монодии: в аргументах, не всегда логичных или последовательных, он защищал музыку Палестрины, Виктории и их современников, ставил под сомнение предполагаемую силу древней музыки (большая часть которой, по его словам, вытекает из этих слов) и указывал на то, что эмоциональные крайности вряд ли уместны при обычном богослужении. В "Респуэстас" он отстаивал модальную чистоту палестринской мессы; его рассуждения свидетельствуют о широком знании как теории, так и репертуара литургической музыки. Два рукописных трактата на португальском языке, приписываемых ему более ранними авторами, больше не сохранились; возможно, они были уничтожены вместе с его библиотекой. Жоао IV был, безусловно, самым выдающимся меценатом музыки и музыкантов в Португалии 17-го века. Он спонсировал издание полифонических произведений Дуарте Лобо в издательстве Plantin (Антверпен) и Жуана Лоренсу Ребелу в издательстве Balmonti (Рим), а также издание нескольких томов музыки Мануэля Кардозу и Филипе де Магальяйнша Пауло Краесбеком, бывшим ассистентом Plantin, основанного в Лиссабоне. Его покровительство также сыграло решающую роль в карьере таких выдающихся испанских композиторов того времени, как Карлос Патиньо и Матье Росмарин. Жоао IV также активно работал как композитор, но до наших дней дошли только два коротких четырехчастных мотета, которые приписывались ему уже в середине XVIII века. Оба они выполнены в стиле антико, со строгим соблюдением диссонанса, и заявляют о приверженности стилю Палестрины.