Джонс, Роберт
? - 1615
Назад
Роберт Джонс (Robert Jones) - Английский композитор
В 1597 году окончил Оксфордский университет. В 1600 году он опубликовал первую из своих пяти книг песен для лютни, а в 1601 году написал мадригал к "Триумфам Орианы" (1601). Его единственная коллекция мадригалов датирована 1607 годом. 4 января 1610 года Джонс, вместе с Филипом Россетером, Филипом Кингхэмом и Ральфом Ривом, получил патент на право практиковаться и совершенствовать качество игры группы детей, а 31 мая 1615 года четверым мужчинам было разрешено построить театр для этих детей на месте дома Джонса недалеко от Паддл-Уорф в Блэкфрайарсе. Однако гражданские власти выдвинули возражения, которые успешно обратились в Тайный совет с ходатайством о сносе почти достроенного здания. Хотя все пять томов сочинений Джонса об Эйресе относятся к началу XVII века, они лишь в слабой степени и очень редко отражают ту возвышенную экспрессию, к которой уже стремились некоторые другие английские композиторы. Действительно, некоторые черты "Over these brookes" из его второго сборника (1601), такие как степенная манера исполнения, вступление, имитирующее игру на лютне, и общая неторопливость, больше напоминают сольную песню в сопровождении виолы. Джонс издал все содержание своего первого сборника в альтернативных версиях для четырех голосов; и все же, несмотря на использование некоторых мелодических элементов, которые были клише канцоне, сдержанная манера исполнения этих песен кажется более близкой к до-мадригальской английской партсонге. В целом Джонс избегал выражений, за исключением самых очевидных, таких как птичьи голоса в "Милой Филомелле". В своей второй коллекции он периодически пытался изобразить что-то более патетичное, но результаты были слабыми по сравнению с моделями, которые ему предлагал Доуленд. В предисловии к своему первому сборнику Джонс заявил: "С тех пор как я научился говорить, я начал практиковаться в пении", и самой сильной чертой его лучших песен является удачное сочетание текста с привлекательной мелодией. В целом, самые простые песни Джонса - самые лучшие, потому что, когда он решался на расширение, он часто сталкивался с серьезными трудностями с аккомпанементом, гармоническая структура сбивалась или теряла целенаправленное направление, а партия лютни становилась отрывочной, а линейный подтекст аккомпанемента оставался незавершенным. Временами Джонс кажется почти неграмотным в плане гармонии, хотя ясно, что некоторые грубости возникают из-за большого количества типографских ошибок, которыми заполнены все публикации Джонса. На самом деле Феллоуз предположил, что некоторые партии лютни Джонса, должно быть, были придуманы хакером. При таких очевидных недостатках Джонс дал достаточно материала для своих критиков, и он явно подвергся сильному порицанию, о чем свидетельствует его горькое "приветствие" "всем музыкальным бормотунам" в начале своего четвертого сборника песен (1609). Этот сборник, как и третий (1605, под названием "his Ultimum vale"), включает как дуэты, так и сольные песни; в обоих сборниках некоторые сольные песни представлены в альтернативных четырехголосных аранжировках, в то время как другие представлены только в сольных версиях. Четвертая книга содержит разнообразную подборку поэтических текстов, включающих как серьезные, так и юмористические стихотворения, и завершается сборник двумя постановками Петрарки, в которых Джонс попытался использовать более современную итальянскую манеру, демонстрируя, насколько слабым было его понимание даже отдаленно монодического стиля. В своей последней книге (1610; содержание представлено исключительно в виде сольных песен) Джонс вернулся к тому типу простого эйра, который доминировал в его ранних сборниках, но свежести, которая отличала лучшие из них, теперь почти полностью не хватает. Из единственного тома мадригалов Джонса сохранились только "кантус" и "басс", хотя девять фрагментов из него полностью сохранились в рукописях. Джонс создал свой стиль по образцу канцонета Морли, и, по-видимому, он наиболее успешно справился с этим в шести трехголосных произведениях (они относятся к числу незавершенных). Технические ограничения Джонса не позволяют ему сохранить те немногие привлекательные идеи, которые он демонстрирует, и эти работы оставляют общее впечатление неумелой посредственности.
Ноты сочинений Роберта Джонса на сайте библиотеки IMSLP