Джонсон, Роберт
1583 - 1633
Назад
Роберт Джонсон (Robert Johnson) - Английский композитор и лютнист
Родился в 1583 году, Лондон - умер незадолго до 26 ноября 1633 года, Лондон.
Сын Джона Джонсона. 29 марта 1596 года он был нанят в качестве "слуги по договору" на семь лет к сэру Джорджу Кэри, лорду-камергеру с того года по 1603 год, который обязался обучать его музыке и обеспечивать его питанием, жильем и одеждой. В середине лета 1604 года он был назначен лютнистом короля Якова I за 20 пенсов в день и 16 фунтов стерлингов 2 шиллинга 8 пенсов в год на ливрею и занимал этот пост до самой своей смерти, его имя ежегодно появлялось в декларациях счетной палаты вплоть до 1633 года. Этот пост принадлежал его отцу, после смерти которого он оставался незанятым, если не считать краткого назначения Эдварда Колларда в 1598-1599 годах. С 1610 по 1612 год Джонсон занимал второе место среди музыкантов принца Генри с жалованьем в 40 фунтов стерлингов в год. Генри умер в 1612 году, но Джонсон вновь занял эту должность в 1617-25 годах в качестве музыканта принца Чарльза. Это второе королевское назначение было передано после 1625 года новой группе под названием "лютни, виолы и голоса", и Джонсон также занимал его до своей смерти. Он был включен в число семи трубачей и восьми других музыкантов, сопровождавших посольство графа Хартфорда к эрцгерцогу Австрии Альберту в 1605 году. В 1607 году ему выплатили задолженность за три года, что указывает на то, что в это время он находился за границей. В 1620 году он появился среди музыкантов, приглашенных для создания музыки для предполагаемого амфитеатра в Лондоне, что было явным знаком отличия. Когда Томас Лупо умер (? декабрь 1627), Джонсон подал прошение о назначении его композитором "лютен и голосов", но безуспешно. Джонсон отвечал за распределение денег между королевскими лютнями и регулярно получал выплаты (обычно 20 фунтов стерлингов в год) за струнные инструменты, начиная с 1609 года. 5 июня 1611 года ему было выплачено 10 фунтов стерлингов за лютню, а с 1617 года он нес общую ответственность за содержание королевских лютен, и эта работа, по-видимому, с 1629 года была передана Джону Коггсхоллу (умер в 1655 году). Джонсон, несомненно, играл на консорте лютен, который существовал при дворе короля Якова. В этом случае он вполне мог играть на басовой лютне, поскольку в одном отчете за 10 января 1610/1611 года он упоминается как “музыкант для базовой лютни”. В его завещании (утвержденном 28 ноября 1633 года) указано, что у него была жена Энн, не было выживших детей, и он жил в Актоне, где у него были земли и доходные дома. Будучи лордом-камергером, покровитель Джонсона сэр Джордж Кэри также покровительствовал актерам "Королевской стражи", которые давали представления-маски в театрах "Глобус" и "Блэкфрайарз". Несомненно, именно благодаря этой связи с 1607 года Джонсона стали ассоциировать с театром. Больше всего он известен благодаря многочисленным песням, написанным им для театральных постановок. Он также был тесно связан с Беном Джонсоном и другими музыкантами в сочинении, аранжировке и исполнении музыки для ряда придворных маскарадов. В счетах за "Оберона" Бена Джонсона (1611) записана оплата, произведенная Джонсону за сочинение танцев, которые затем были переложены для скрипок Томасом Лупо, а в "Любовь, освобожденную от невежества и глупости" (1611) вошли песни Альфонсо Феррабоско, переложенные Джонсоном для лютни. Среди других известных работ, с которыми он сотрудничал, были "Памятная маска" Джорджа Чепмена (1613) и "Маска лордов" Томаса Кэмпиона (1613). Определить реальный вклад Джонсона в танцевальную музыку, которая сохранилась в этих и других маскарадах, часто бывает проблематично, хотя сольная лютневая музыка может служить некоторым показателем. Этот вид танца-маски отличается простыми текстурами, запоминающимися мелодиями, четкой тональностью и сильной выразительностью, и современники широко подражали ему. Орландо Гиббонс аранжировал большую часть этого танца для клавишных. Песни Джонсона для пьес заслуживают особого внимания как важные примеры более декламационного типа музыки, культивируемого рядом композиторов примерно с 1610 года; стиль этих пьес, вероятно, был обусловлен их драматическим контекстом и влиянием итальянской монодии. Примечательно, что они не встречаются в источниках с табулатурным сопровождением и, как правило, содержат только нефигурированный бас для теорбо. Многие из них удивительно удачно передают характер и настроение. Care-charming sleep от Valentinian - один из лучших примеров раннего декламационного стиля, и обильная орнаментация, которая встречается в первых двух из трех известных источников этой песни, играет важную эмоциональную роль. Еще более примечательна по своему драматическому выражению песня "О, давайте взвоем" из "Герцогини Мальфи", а прекрасная песня "Прочь наслаждения" передает нотки меланхолии времен короля Якова. Его самые известные песни - "На глубине пяти саженей" и "Где пчела высасывает из бури". Несколько песен, среди которых "Видели ли вы, как растет яркая лилия?" и послушайте, дамы, которые презирают "выживание анонимно", но предположительно приписывают его Джонсону. Из источников следует, что сохранившаяся лютневая музыка Джонсона была написана в период 1600-1615 годов, хотя пьесы для маскарада, вероятно, являются аранжировками и, возможно, даже не были написаны Джонсоном. Несмотря на моду после 1610 года на легкую музыку во французском стиле, Джонсон мог писать насыщенную, мрачную лютневую музыку в стиле, который был далек от музыки более раннего Золотого века, но который прочно укоренился в английской традиции (например, его фантазии и паваны). Эта фантазия не похожа на фантазию Доуленда, в ней нет и намека на виртуозное исполнение. Он достигает выразительности благодаря разнообразной обработке начального мотива и превосходному использованию контрастных тонов от самого низкого до самого высокого. Этот стиль был продолжен и развит Катбертом Хели и Джоном Уилсоном после 1625 года. Для исполнения альманахов и танцев-маскарадов в обычное время часто требуются самые высокие положения ладов на лютне. Очевидно, что многие из них являются танцевальными аранжировками, изначально предназначенными для скрипичного оркестра или большого количества лютен. Этот тип музыкальных произведений сохранял свою популярность вплоть до середины века. У куранты Джонсона есть характерные черты, которые обычно ассоциируются с его карнавалами и танцами-маскарадами. Возможно, он также заимствован из "Маскарада" Чапмена 1613 года, поскольку в "маске" есть два альмана, которые называются "Маска принцев" или "альман". Джонсон - последний из английских лютневых композиторов, чье творчество процветало до появления новых мелодий в Англии в 1630-х годах. Его сочинения можно найти во всех основных рукописях для лютни, относящихся к 1610-1620-м годам, и обычно для них требуется лютня с девятью или десятью ступенями настройки в стиле Ренессанса. Они также встречаются в нескольких источниках предыдущего десятилетия и в нескольких континентальных источниках. Они сохраняли свою популярность и в период после 1630 года, когда переходные настройки постепенно стали нормой. В аранжировках пьес Джонсона, написанных Ричардом Мэтью в "Апологии лютни" (1652), используется 12-ступенчатая лютня с бемольной настройкой. Не Лютневые источники музыки Джонсона также указывают на то, что некоторые произведения оставались популярными вплоть до середины века. В 1676 году Мейс объединил Джонсона и Доуленда как самых выдающихся представителей старой школы.
Ноты сочинений Роберта Джонсона на сайте библиотеки IMSLP