Йонсен, Хинрих Филипп
1717 - 1779

Назад

Хинрих Филипп Йонсен (Hinrich Philip Johnsen) - Немецкий или шведский композитор, клавесинист и органист

Родился в 1717 году, вероятно, Германия - умер 12 февраля 1779 года, Стокгольм. 

История из "Универсального лексикона" Шиллинга о том, что Йонсен был англичанином по происхождению, не подтверждается. По всей вероятности, он родился или, по крайней мере, вырос в Гольштейне и, возможно, имел немецко-датские корни. Его "Серенада прекрасной девушки" (1742) демонстрирует свободное владение немецким либретто, а текст написан в хорошо отработанном немецком стиле. В 1743 году он отправился в Швецию в качестве руководителя придворного оркестра Адольфа Фредрика Гольштейн-Готторпского, наследника шведского престола; этот оркестр, которым Йонсен дирижировал с 1763 года, существовал отдельно от шведского придворного оркестра до 1771 года. В 1745 году Йонсен стал органистом в церкви Святой Клары в Стокгольме, а в 1753 году - каммармузыкусом и учителем королевы в thoroughbass. Примерно с того же времени он стал широко известен как преподаватель игры на органе. В 1763 году он был назначен придворным органистом, а с 1763 по 1771 год был музыкальным руководителем недавно прибывшей французской театральной труппы, которая ставила комические оперы и балеты. Когда в 1771 году была основана Шведская королевская академия музыки, первые два года он был хранителем архивов, а также преподавателем гармонии. В качестве эксперта по органу он написал раздел об этом инструменте в книге А.А. Хюльфера "История обращения с музыкальными инструментами" (Вестерос, 1773). Современники считали Йонсена выдающимся контрапунктистом и импровизатором на органе. Он также был опытным клавесинистом и, возможно, одним из тех органистов, которых Й.Х. Роман в письме 1750-х годов назвал "пианистами". Но его имя в основном помнят благодаря его сборнику песен, одному из немногих, изданных в Швеции до 19 века. В нем есть несколько очаровательных и оригинальных композиций, стилистически напоминающих произведения Краузе и Телемана. Стиль Йонсена лучше всего можно охарактеризовать как эклектичный. Его инструментальные произведения сродни произведениям К.Ф.Э. Баха в их неожиданных диссонансах и модуляциях. Оперы имеют сходство с музыкой Глюка в драматическом стиле. Реакция на это стилистическое разнообразие была неоднозначной. Отрывок из некролога Дж.А. Сильверстолпа об ученике Йонсена, Дж. Викмансон, относится к органным фугам Йонсена: “Хотя в тех немногих работах, которые у нас есть, он не отличался особым вкусом в своем воображении и часто привносил странные идеи, пестрые формы и резкие звуки, он, тем не менее, обладал оригинальностью, которая компенсировала гениальность, которой, казалось, иногда недоставало его слуху и чувствам”. Изучение, например, его виртуозных, иногда слегка причудливых клавесинных сонат, простых органных фуг и трио-сонат во многом подтверждает это мнение.

Ноты сочинений Хинриха Филиппа Йонсена на сайте библиотеки IMSLP