Жоао IV, Король Португалии
1604 - 1656

Назад

João IV, King of Portugal

Портрет композитора Король Португалии Жоао IV

  • Дата рождения: 19 марта 1604 года
  • Место рождения: Вила-Висоза, Португалия
  • Дата смерти: 6 ноября 1656 года
  • Место смерти: Лиссабон, Португалия

Биография

Жуан IV был португальским правителем, коллекционером музыки, писателем о музыке и композитором. Как наследник герцогства Браганса, правящая семья которого славилась своей любовью к музыке, он получил основательное музыкальное образование; его первым учителем был Роберт Торнар (или Торг), английский (или, возможно, ирландский) композитор, который был учеником Жери де Герема и Матьё Розмарина в Королевской фламандской капелле в Мадриде. После успешного восстания Португалии в 1640 году против испанского правления он был избран королем. Его правление было отмечено периодической войной с Испанией и усилиями Португалии по обеспечению иностранных союзов, но он мало интересовался политикой. Однако он был страстно предан музыке, щедро поддерживал композиторов и музыкальные учреждения в своем королевстве и постоянно поддерживал связь с выдающимися музыкантами.

Жуан IV собрал крупнейшую музыкальную библиотеку своего времени, основанную на герцогской библиотеке его отца и деда. Её сокровища, к сожалению, погибли во время лиссабонского землетрясения и пожара 1 ноября 1755 года, но частично зафиксированы в каталоге, напечатанном в Лиссабоне в 1649 году. Хотя это только первый том из запланированной серии, этот каталог поражает: его 521 страница перечисляет многие сотни томов месс, мотетов, обработок "Песни Богородицы", псалмов, мадригалов, шансон, вильянсико, арий, инструментальных пьес и теоретических трактатов с подробными описаниями более 2000 печатных изданий и 4000 отдельных рукописных сочинений, начиная с начала 16 века до конца 1640-х годов. Можно с уверенностью предположить, что это представляло менее трети общего содержимого библиотеки на момент смерти Жуана. В то время как его политика приобретения печатных изданий заключалась в том, чтобы получить копию почти каждой новой книги, опубликованной Гардано, Винченти, Плантеном и всеми крупными музыкальными издателями Европы, его выбор рукописного репертуара показывает явное предпочтение последователям Палестрины в римской школе, а также ученикам Филиппа Рожье в Мадриде и главным представителям всех соборных школ в Испании и Португалии. Заманчиво читать о многих произведениях, которые больше не существуют, например, о тьенто Педро Вилы и Бернардо Клавихо де Кастильо, энсаладах Матео Флечи и мессах Питера Филипса. Каталог также является важным источником библиографической информации относительно нотопечатания в Европе, а также данных, касающихся композиционных условностей латинской и народной церковной полифонии на Пиренейском полуострове между началом 16 и серединой 17 века.

Творчество

Как писатель о музыке Жуан известен двумя краткими публикациями: защитой выразительной силы старинного стиля и ответом на критику мессы Палестрины. Оба были опубликованы на испанском и итальянском языках без указания места, даты или авторства, но вступительные сонеты содержат титул короля в акростихах. "Защита" была вызвана письмом, напечатанным почти столетием ранее, выражавшим широко распространенное недовольство полифоническим стилем и его недостаточной эмоциональной силой по сравнению с музыкой древних. Защита Жуана игнорировала действительно современную музыку его времени, которая стремилась вернуть силу древней музыки через монодию: в не всегда логичных или последовательных аргументах он защищал музыку Палестрины, Виктории и их современников, выражал сомнения в предполагаемой силе древней музыки (многое из которой, по его словам, проистекало из слов) и указывал, что эмоциональные крайности едва ли уместны для обычного богослужения. В "Ответах" он защищал модальную чистоту мессы Палестрины; его аргументы демонстрируют широкое знание как теории, так и репертуара литургической музыки. Два рукописных трактата на португальском, приписываемые ему более ранними писателями, не сохранились; они, возможно, были уничтожены вместе с его библиотекой.

Жуан был, безусловно, самым выдающимся индивидуальным покровителем музыки и музыкантов в Португалии 17 века. Он спонсировал публикацию полифонических произведений Дуарте Лобо у Плантена (Антверпен) и Жуана Лоренсу Ребелу у Бальмонти (Рим), а также печатание нескольких томов музыки Мануэля Кардозу и Филипе де Магальяйнша у Паулу Краесбека, бывшего помощника Плантена, обосновавшегося в Лиссабоне. Его покровительство также сыграло решающую роль в карьере таких важных испанских композиторов его времени, как Карлос Патиньо и Матьё Розмарин. Жуан также был активен как композитор, но полностью сохранились только два коротких четырехголосных мотета, которые были приписаны ему еще в середине 18 века. Оба выдержаны в старинном стиле, со строгой трактовкой диссонанса, и провозглашают преданность стилю Палестрины.

Призведения

Духовные сочинения

  • "Душа моя сильно встревожена" ("Anima mea turbata est"), мотет для шести голосов (фрагмент)
  • "Жив Я" ("Vivo ego"), мотет для шести голосов (фрагмент)

Сомнительные сочинения

  • "Крест верный" ("Crux fidelis"), для четырех голосов
  • "Помоги нам" ("Adjuva nos"), для четырех голосов

Теоретические работы

  • "Защита современной музыки против ошибочного мнения епископа Кирилло Франко" ("Defensa de la música moderna contra la errada opinion del obispo Cyrilo Franco") (1649)
  • "Ответы на сомнения, высказанные по поводу мессы "Хлеб, который Я дам" Палестрины" ("Respuestas a las dudas que se pusieron a la missa Panis quem ego dabo de Palestina")