Иерусалем, Игнасио
1707 - 1769

Назад

Jerusalem, Ignacio

Портрет композитора Игнасио Иерусалем

  • Дата рождения: 3 июня 1707 года
  • Место рождения: Лечче
  • Дата смерти: 15 декабря 1769 года
  • Место смерти: Мехико

Биография

Игнасио Иерусалем был мексиканским композитором и скрипачом итальянского происхождения. Его отец, Маттео Мартино Джерузалемме (родился в 1667 году), был скрипачом в иезуитской церкви в Лечче. В 1742 году, работая театральным музыкантом в Кадисе, Игнацио уговорили отправиться в Мехико Хосе Карденас, администратор Королевского госпиталя для туземцев, который находился в Кадисе для набора музыкантов и актеров для Старого Колизея в Мехико. Иерусалем и его спутники, включая певцов, танцоров и инструменталистов, начали прибывать в Мехико в конце 1743 года, их выступления начались весной следующего года. Иерусалем стал директором Колизея, где зарекомендовал себя как одаренный композитор. В июне 1746 года он поступил на службу в собор Мехико, сочиняя вильянсико и преподавая в Коллехио де Инфантес.

Иерусалем оказался в конфликте с Доминго Дутрой, посредственным музыкантом, который был временным руководителем капеллы собора с 1739 года, после ухода Сумайи. Дутра оказался неспособным как композитор и дирижер хора, и в 1749 году капитул предпринял шаги, чтобы заставить его уйти на пенсию. В апреле 1750 года Иерусалем подал заявку на эту должность и после тщательного экзамена был назначен руководителем капеллы 3 ноября 1750 года. Капелла процветала под его руководством. Согласно Хуану де Виера, писавшему в 1777 году, Иерусалем руководил оркестром и хором в музыкальных выступлениях почти каждый день, и «Музыкальная капелла была самой отборной, искусной и знающей из капелл в Америке». Виера подслушал группу европейцев, говоривших, что «такое великолепие нельзя найти в Толедо или Севилье», и что «они больше походили на хор ангелов, чем людей». Вскоре после назначения Иерусалема руководителем капеллы его здоровье ухудшилось, и ему также пришлось столкнуться с угрозой своей экономической безопасности в начале 1750-х годов, когда он жаловался, что музыканты из других приходов и церквей присваивают гонорары, которые ранее он получал за похороны, процессии и другие особые случаи.

Служба утрени Иерусалема на Великий Четверг 1753 года имела успех, который помнили десятилетия спустя, но в течение следующих нескольких лет он столкнулся с тремя крупными кризисами. Первый произошел в Колизее. По мере того как Иерусалем поднимался в соборной иерархии, он освобождался от обязательств перед Колизеем, пока окончательно не ушел в отставку; однако затем он столкнулся с обвинениями в растрате, поскольку не оплатил невыполненные счета перед уходом. Одновременно его вызвали перед соборным капитулом по другому обвинению. Его жена Антония ушла жить к своему брату и просила, чтобы капитул выплачивал ему часть заработной платы ее мужа. Иерусалем защищался, говоря, что большая часть долга перед Колизеем была накоплена его женой; он умолял капитул не удерживать его заработную плату и просил их помочь с профессиональными расходами, отмечая, что лично оплачивал поэта и переписчика для своих основных сочинений. Третий скандал того периода касался назначения Толлиса де ла Рока в соборе, против которого Иерусалем решительно возражал. Иерусалем приложил большие усилия, чтобы обеспечить установление статуса Толлиса второго класса в соборной иерархии.

Несмотря на жизнь, отмеченную потрясениями и сомнительными решениями, Иерусалем провел серию продуманных музыкальных реформ, которые повлияли на мексиканскую музыку до конца века. Он выступал за исключительное использование современной нотации и отказ от белой нотации, все еще используемой в соборах Нового Света. Он настаивал на мере литературной реформы, выражая особое недовольство в 1753 году тупой поэзией Франсиско де Сельмы, который поставлял тексты в Новом Свете в течение 33 лет после отъезда из родной Сеговии. Ему также удалось убедить соборный капитул в 1759 году, что изменения в музыкальных стилях сделали необходимым приобретение дополнительных инструментов и инструменталистов.

Последние десять лет жизни Иерусалема были чрезвычайно продуктивными и спокойными. Высокохудожественные мессы, псалмы вечерни и большинство литургических циклов датируются этим периодом. В своей последней судебной тяжбе он попытался остановить создание новой капеллы под эгидой Королевского университета Мексики. На королевском слушании 26 мая 1769 года он указал всем потенциальным музыкантам-фрилансерам, что им будет разрешено играть только в месте их основной работы. После его смерти соборный капитул признал верную службу Иерусалема, особенно в течение последних десяти лет его жизни, и составил опись музыки, которую он сочинил. Его произведения продолжали использоваться в Мехико в течение многих лет и, вероятно, исполнялись в миссиях Калифорнии вплоть до девятнадцатого века. Его влияние ощущалось в большей части испаноязычного мира.

Творчество

Произведения Иерусалема проникнуты галантным стилем: изобилует ритмическое разнообразие, гармонический ритм медленный, преобладают гомофонные фактуры. Они показывают пристрастие к ломбардским ритмам, которые ранее редко звучали в Мексике. Даже короткая фраза часто содержит множество ритмических идей в верхних голосах, в то время как басовые линии часто статичны и ритмически просты. Фактуры обычно гомофонные или, на видных местах, таких как вступительное изложение темы, смело одноголосные. Вступительные ритурнели часто короткие, за ними следует полное изложение основной темы с хором и оркестром, все удваивающие в унисон или октаву: только позже, по мере развития части, раскрываются его замечательные контрапунктические навыки, как в мотивном взаимодействии во втором респонсории праздника Святого Иосифа или фугах, которые появляются в разделах "Христе, помилуй" его частей Кирие или заключительных разделах "Аминь" его Глории. Его фуги напоминают прозрачную экспансивность Моцарта, а не строгость северонемецкого высокого барокко. Вероятно, именно скромные гомофонные обработки и певучий стиль изначально шокировали руководство собора Мехико, которое ожидало строгого контрапункта на каждом шагу. В большинстве пьес гармонический ритм постепенно ускоряется по мере развертывания музыки, а волнение усиливается за счет увеличения внешних ритмов и энергичной инструментальной фигурации, которая продвигает пьесу вперед.

Музыка Иерусалема обнаруживает впечатляющее владение крупномасштабными формами. Он часто делил тексты, такие как Глория, Кредо или псалом вечерни, на меньшие номера, каждый с разными вокальными ресурсами. Эти номера обычно организованы симметрично, с большими хоровыми номерами на крайних позициях, малыми ансамблями или солистами, образующими второй и предпоследний номера, и кратким хором, служащим центральной точкой опоры. Первый хор, как правило, является самым длинным разделом с самой активной фигурацией, а заключительный хор является самым захватывающим — либо фугой, либо радостным оживленным движением в составном размере. В своих сольных ариях Иерусалем придавал большое значение вокальной виртуозности и техническому мастерству.

Произведения

Все для голосов и оркестра; все рукописи в соборе Мехико, если не указано иное

Латинская духовная музыка

Мессы:

  • 7 месс: ре мажор для 4 голосов (1763); ре мажор для 8 голосов; фа мажор для 4 голосов (1768); фа мажор для 8 голосов; соль мажор для 4 голосов (1767); соль мажор для 8 голосов; для 8 голосов
  • 2 реквиема: ля минор для 8 голосов (1760); ми мажор

Псалмы вечерни:

  • "Блажен муж" (фа мажор) для 2 голосов
  • "Блажен муж" (до мажор) для 8 голосов
  • "Исповедуюсь Тебе, Господи" (соль минор)
  • "Я веровал" (фа мажор) для 8 голосов
  • "Возлюбих, яко услышит Господь" (соль мажор)
  • "Сказа Господь" (си-бемоль мажор) для 2 голосов
  • "Сказа Господь" (си-бемоль мажор) для 8 голосов
  • "Сказа Господь" (ре мажор) для 8 голосов
  • "Сказа Господь" (ре минор) для 8 голосов
  • "Сказа Господь" (фа мажор) для 2 голосов
  • "Сказа Господь" (фа мажор)
  • "Сказа Господь" (соль мажор) для 4 голосов
  • "Сказа Господь" (соль мажор) для 8 голосов
  • "Возвеселихся" (ля минор) для 8 голосов
  • "Возвеселихся" (си-бемоль мажор) для 8 голосов (около 1758)
  • "Возвеселихся" (ми мажор)
  • "Возвеселихся" для 4 голосов (1764)
  • "Хвалите, Иерусалиме, Господа" (фа мажор) для 8 голосов
  • "Хвалите Господа вси языцы" (си-бемоль мажор) для 1 голоса
  • "Хвалите Господа вси языцы" (си-бемоль мажор) для 8 голосов
  • "Хвалите Господа вси языцы" (ре минор) для 8 голосов
  • "Хвалите Господа вси языцы" (фа мажор)
  • "Хвалите Господа вси языцы" (соль мажор) для 4 голосов
  • "Возведох очи мои" (соль мажор)
  • "Памятные" ("Memorabilia") для 4 голосов (1764)

Гимны и песнопения вечерни:

  • "Приветствую тебя, звезда моря" ("Ave maris stella") (фа мажор) для 8 голосов
  • "Приветствую тебя, звезда моря" (ре минор) для 8 голосов
  • "Прекрасный свет" ("Decora lux") (соль мажор) для 5 голосов
  • "Любезный защитник" ("Defensor alme") (ре мажор) для 8 голосов
  • "Да ликует вселенная" ("Exultet orbis") (ре мажор) для 2 голосов
  • "Иисусе, венец" ("Jesu corona") (ре мажор)
  • Великое славословие ("Mag") (ля минор) для 8 голосов
  • Великое славословие (си-бемоль мажор) для 2 голосов
  • Великое славословие (до мажор) для 2 голосов
  • Великое славословие (ми мажор)
  • Великое славословие (фа мажор) для 8 голосов (3 обработки)
  • "Воспой, язык" ("Pange lingua") (соль минор) для 8 голосов
  • "Умилостивись, Христос" ("Placare Christe") (фа мажор) для 8 голосов
  • "Тебе, Иосиф" ("Te Joseph") (соль мажор) для 8 голосов
  • "Дабы смогли" ("Ut queant laxis") (соль мажор)
  • "Приди, Создатель Дух" ("Veni creator spiritus") (соль мажор) для 8 голосов

Мотеты, антифоны и др.:

  • "Вознесся Христос" ("Ascendit Christus") (ре мажор) для 8 голосов
  • "Вознесся Христос" (ми мажор) для 1 голоса
  • "Выдающийся мученик Филипп" ("Egregiae martyr Philipe")
  • "Не поступил тайно" ("Non fecit tatiter") для 8 голосов
  • "Да не смущается сердце ваше" ("Non turbetur cor vesinum")
  • "О все вы" ("O voz omnes") для 8 голосов
  • "Бедных первородная" ("Pauperum primo genita") для 4 голосов
  • "Псалом о девяти первых чудесах" ("Psalmo de nona primera miravilia") для 8 голосов
  • "Кто хочет идти за Мною" ("Qui vult venire post me") для 4 голосов
  • "Царю, Которому все живет" ("Regem cui omnia vivunt") для 4 голосов
  • "Славься, Царица" ("Salve regina") (до мажор) для 1 голоса
  • "Славься, Царица" (ре мажор) для 8 голосов
  • "Стояла Мать Скорбящая" ("Stabat mater") для 8 голосов
  • "Под твою защиту" ("Sub tuum praesidium") для 8 голосов
  • "Вся ты прекрасна" ("Tota pulcra es") для 8 голосов
  • "Прииди, Святой Дух" ("Veni Sancte Spiritus") для 8 голосов
  • "Прииди, невеста Христова" ("Veni sponsa Christi") для 8 голосов
  • "Пасхальной жертве" ("Victimae pascali") для 8 голосов

*11 циклов утрени (респонсории, припевы и гимны) для 1-8 голосов:*

  • Для Рождества
  • Для Успения
  • Для Святого Петра
  • Для Непорочного Зачатия Девы Марии
  • Для праздника Святого Иосифа
  • Для покровительства Святого Иосифа
  • Для Девы Марии Пиларской
  • Для Девы Марии Гваделупской (2 цикла)
  • Для Святого Ильдефонса и Папских Исповедников
  • Для Святого Филиппа Нери и Общих Исповедников

Другие произведения:

  • Заупокойная служба
  • 2 "Тебе, Бога, хвалим" ("Te Deum")
  • 5 Плачей
  • 6 "Помилуй мя, Боже" ("Miserere")

Вильянсико

  • Около 100 произведений на испанском языке, включая:
  • "Ах, мое благо" ("Ay mi bien") для 8 голосов
  • "Благословен будь Господь" ("Bendito sea el Señor") для 4 голосов
  • "Внимайте, голоса" ("Alerta las vozes") для 4 голосов
  • "Все могут утверждать" ("Todos pueden alegar") для 1 голоса
  • "Дева пречистая, священный ковчег" ("Virgen pura, arca sagrada") для 2 и 4 голосов
  • "И живет любовь во мне" ("Y vive amor en mí") для 1 голоса
  • "Наслаждайтесь высшим благом" ("A gozar el sumo bien") для 4 голосов
  • "О, Дитя, если ты дрожишь" ("O Niño si tiritas") для 2 голосов
  • "Оле, оле, пастушки" ("Ola, ola, pastorcillos") для 8 голосов
  • "Пышные растения этого сада" ("Plantas frondosas de aqueste jardín") для 4 голосов
  • "Священная светящаяся факела" ("O sacra luziente antorcha")
  • "Славя Его славы" ("Sus glorias cantando") для 4 голосов
  • "Страна Ноэля" ("País de Noél") для 5 голосов

Другая испанская духовная музыка

  • Вступительные гимны ("Loas"):
  • "К эху славы пробуждаясь" ("A el eco de la fama dispertando") для 4 голосов
  • "С почтительным усердием" ("Con respectuosos esmeros") для 4 голосов
  • "В счастливый час пусть лагуна дивится увенчанной" ("En hora dichosa la laguna admire coronada") для 4 голосов
  • "Если это слава мира" ("Si es gloria del orbe") для 4 голосов

Пасторали:

  • "Чего же вы ждете, херувимы" ("A que esperáis cherubas")
  • "Куда же ты идешь" ("Para donde caminas") для 5 голосов
  • "Пасторела" для 8 голосов

Ноты сочинений Игнасио Иерусалема на сайте библиотеки IMSLP