Иерусалем, Игнасио
1707 - 1769
Назад
Jerusalem, Ignacio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Игнасио Иерусалем был мексиканским композитором и скрипачом итальянского происхождения. Его отец, Маттео Мартино Джерузалемме (родился в 1667 году), был скрипачом в иезуитской церкви в Лечче. В 1742 году, работая театральным музыкантом в Кадисе, Игнацио уговорили отправиться в Мехико Хосе Карденас, администратор Королевского госпиталя для туземцев, который находился в Кадисе для набора музыкантов и актеров для Старого Колизея в Мехико. Иерусалем и его спутники, включая певцов, танцоров и инструменталистов, начали прибывать в Мехико в конце 1743 года, их выступления начались весной следующего года. Иерусалем стал директором Колизея, где зарекомендовал себя как одаренный композитор. В июне 1746 года он поступил на службу в собор Мехико, сочиняя вильянсико и преподавая в Коллехио де Инфантес.
Иерусалем оказался в конфликте с Доминго Дутрой, посредственным музыкантом, который был временным руководителем капеллы собора с 1739 года, после ухода Сумайи. Дутра оказался неспособным как композитор и дирижер хора, и в 1749 году капитул предпринял шаги, чтобы заставить его уйти на пенсию. В апреле 1750 года Иерусалем подал заявку на эту должность и после тщательного экзамена был назначен руководителем капеллы 3 ноября 1750 года. Капелла процветала под его руководством. Согласно Хуану де Виера, писавшему в 1777 году, Иерусалем руководил оркестром и хором в музыкальных выступлениях почти каждый день, и «Музыкальная капелла была самой отборной, искусной и знающей из капелл в Америке». Виера подслушал группу европейцев, говоривших, что «такое великолепие нельзя найти в Толедо или Севилье», и что «они больше походили на хор ангелов, чем людей». Вскоре после назначения Иерусалема руководителем капеллы его здоровье ухудшилось, и ему также пришлось столкнуться с угрозой своей экономической безопасности в начале 1750-х годов, когда он жаловался, что музыканты из других приходов и церквей присваивают гонорары, которые ранее он получал за похороны, процессии и другие особые случаи.
Служба утрени Иерусалема на Великий Четверг 1753 года имела успех, который помнили десятилетия спустя, но в течение следующих нескольких лет он столкнулся с тремя крупными кризисами. Первый произошел в Колизее. По мере того как Иерусалем поднимался в соборной иерархии, он освобождался от обязательств перед Колизеем, пока окончательно не ушел в отставку; однако затем он столкнулся с обвинениями в растрате, поскольку не оплатил невыполненные счета перед уходом. Одновременно его вызвали перед соборным капитулом по другому обвинению. Его жена Антония ушла жить к своему брату и просила, чтобы капитул выплачивал ему часть заработной платы ее мужа. Иерусалем защищался, говоря, что большая часть долга перед Колизеем была накоплена его женой; он умолял капитул не удерживать его заработную плату и просил их помочь с профессиональными расходами, отмечая, что лично оплачивал поэта и переписчика для своих основных сочинений. Третий скандал того периода касался назначения Толлиса де ла Рока в соборе, против которого Иерусалем решительно возражал. Иерусалем приложил большие усилия, чтобы обеспечить установление статуса Толлиса второго класса в соборной иерархии.
Несмотря на жизнь, отмеченную потрясениями и сомнительными решениями, Иерусалем провел серию продуманных музыкальных реформ, которые повлияли на мексиканскую музыку до конца века. Он выступал за исключительное использование современной нотации и отказ от белой нотации, все еще используемой в соборах Нового Света. Он настаивал на мере литературной реформы, выражая особое недовольство в 1753 году тупой поэзией Франсиско де Сельмы, который поставлял тексты в Новом Свете в течение 33 лет после отъезда из родной Сеговии. Ему также удалось убедить соборный капитул в 1759 году, что изменения в музыкальных стилях сделали необходимым приобретение дополнительных инструментов и инструменталистов.
Последние десять лет жизни Иерусалема были чрезвычайно продуктивными и спокойными. Высокохудожественные мессы, псалмы вечерни и большинство литургических циклов датируются этим периодом. В своей последней судебной тяжбе он попытался остановить создание новой капеллы под эгидой Королевского университета Мексики. На королевском слушании 26 мая 1769 года он указал всем потенциальным музыкантам-фрилансерам, что им будет разрешено играть только в месте их основной работы. После его смерти соборный капитул признал верную службу Иерусалема, особенно в течение последних десяти лет его жизни, и составил опись музыки, которую он сочинил. Его произведения продолжали использоваться в Мехико в течение многих лет и, вероятно, исполнялись в миссиях Калифорнии вплоть до девятнадцатого века. Его влияние ощущалось в большей части испаноязычного мира.
Произведения Иерусалема проникнуты галантным стилем: изобилует ритмическое разнообразие, гармонический ритм медленный, преобладают гомофонные фактуры. Они показывают пристрастие к ломбардским ритмам, которые ранее редко звучали в Мексике. Даже короткая фраза часто содержит множество ритмических идей в верхних голосах, в то время как басовые линии часто статичны и ритмически просты. Фактуры обычно гомофонные или, на видных местах, таких как вступительное изложение темы, смело одноголосные. Вступительные ритурнели часто короткие, за ними следует полное изложение основной темы с хором и оркестром, все удваивающие в унисон или октаву: только позже, по мере развития части, раскрываются его замечательные контрапунктические навыки, как в мотивном взаимодействии во втором респонсории праздника Святого Иосифа или фугах, которые появляются в разделах "Христе, помилуй" его частей Кирие или заключительных разделах "Аминь" его Глории. Его фуги напоминают прозрачную экспансивность Моцарта, а не строгость северонемецкого высокого барокко. Вероятно, именно скромные гомофонные обработки и певучий стиль изначально шокировали руководство собора Мехико, которое ожидало строгого контрапункта на каждом шагу. В большинстве пьес гармонический ритм постепенно ускоряется по мере развертывания музыки, а волнение усиливается за счет увеличения внешних ритмов и энергичной инструментальной фигурации, которая продвигает пьесу вперед.
Музыка Иерусалема обнаруживает впечатляющее владение крупномасштабными формами. Он часто делил тексты, такие как Глория, Кредо или псалом вечерни, на меньшие номера, каждый с разными вокальными ресурсами. Эти номера обычно организованы симметрично, с большими хоровыми номерами на крайних позициях, малыми ансамблями или солистами, образующими второй и предпоследний номера, и кратким хором, служащим центральной точкой опоры. Первый хор, как правило, является самым длинным разделом с самой активной фигурацией, а заключительный хор является самым захватывающим — либо фугой, либо радостным оживленным движением в составном размере. В своих сольных ариях Иерусалем придавал большое значение вокальной виртуозности и техническому мастерству.
Все для голосов и оркестра; все рукописи в соборе Мехико, если не указано иное
Латинская духовная музыка
Мессы:
Псалмы вечерни:
Гимны и песнопения вечерни:
Мотеты, антифоны и др.:
*11 циклов утрени (респонсории, припевы и гимны) для 1-8 голосов:*
Другие произведения:
Вильянсико
Другая испанская духовная музыка
Пасторали:
Ноты сочинений Игнасио Иерусалема на сайте библиотеки IMSLP