Джерусалем, Иньяцио
1707 - 1769
Назад
Иньяцио Джерусалем (Ignacio Jerusalem) - Мексиканский композитор и скрипач итальянского происхождения
Родился 3 июня 1707 года, Лечче - умер 15 декабря 1769 года, Мехико.
Его отец, Маттео Мартино Джерусалем (р. 1667), был скрипачом в иезуитской церкви в Лечче. В 1742 году, когда Иньяцио работал театральным музыкантом в Кадисе, Джозеф Карденас, администратор Реального госпиталя Натуралес, который находился в Кадисе, чтобы набрать музыкантов и актеров для Антигуо Колизео в Мехико, убедил его уехать в Мехико. Джерусалем и его спутники, среди которых были певцы, танцоры и музыканты-инструменталисты, начали приезжать в Мехико в конце 1743 года, а их выступления начались весной следующего года. Джерусалем стал директором Колизея, где за ним закрепилась репутация одаренного композитора. В июне 1746 года он поступил на службу в кафедральный собор Мехико, сочинял вильянсикос и преподавал в Колледже инфантов. Джерусалем оказался в ссоре с Доминго Дутрой, равнодушным музыкантом, который был временным маэстро собора Капилья с 1739 года, когда его покинул Зумайя. Дутра оказался неумелым как композитор и руководитель хора, и в 1749 году капитул вынудил его уйти в отставку. В апреле 1750 года Джерузалем подал заявление на этот пост и после тщательной проверки был назначен маэстро де Капилла 3 ноября 1750 года. Под его руководством капилла процветала. Согласно Хуану де Виере, писавшему в 1777 году, Джерусалем руководил оркестром и хором на музыкальных представлениях почти каждый день, и “Музыкальная капелла была самой отборной, искусной и знающей из всех капелл в Америке”. Виера подслушала, как группа европейцев говорила, что "такого великолепия не найти ни в Толедо, ни в Севилье" и что "они больше походили на хор ангелов, чем на людей’. Вскоре после назначения Джерусалема маэстро де Капилла его здоровье пошатнулось, и в начале 1750-х годов ему также пришлось столкнуться с угрозой для своей экономической безопасности, когда он пожаловался, что музыканты из других приходов и церквей присваивают себе гонорары, которые ранее он получал за похороны, процессии и другие торжественные мероприятия. Утренняя служба Джерусалема в Великий четверг 1753 года имела успех, о котором вспоминали десятилетия спустя, но в течение следующих двух лет он пережил три серьезных кризиса. Первый произошел в Колизее. По мере того, как он поднимался в иерархии кафедрального собора, он отказывался от своих обязательств перед Колизеем, пока, наконец, не ушел в отставку; однако затем ему были предъявлены обвинения в растрате, поскольку он не оплатил неоплаченные счета перед уходом. Одновременно он предстал перед капитулом кафедрального собора по еще одному обвинению. Его жена Антония переехала жить к своему брату и просила, чтобы орден выплачивал ему часть зарплаты ее мужа. Джерусалем защищался, утверждая, что большая часть долга перед Колизеем была выплачена его женой; он умолял капитул не задерживать ему зарплату и просил их помочь с профессиональными расходами, отметив, что он лично платил поэту и переписчику за его основные произведения. Третий скандал за этот период был связан с назначением Толлиса де ла Рока в кафедральный собор, против чего решительно возражал Джерусалем. Джерусалем приложил все усилия, чтобы обеспечить установление второсортного статуса Толлиса в соборной иерархии. Несмотря на то, что жизнь Джерусалема была полна потрясений и сомнительных решений, он провел ряд продуманных музыкальных реформ, которые повлияли на мексиканскую музыку на весь остаток столетия. Он выступал за использование исключительно современной нотной записи и отказ от белой нотной записи, все еще используемой в соборах Нового Света. Он настаивал на проведении определенной литературной реформы, выразив в 1753 году особое недовольство бестолковой поэзией Франсиско де Сельмы, который в течение 33 лет поставлял тексты в Новый Свет после того, как покинул свою родную Сеговию. В 1759 году ему также удалось убедить капитул кафедрального собора в том, что изменения в музыкальных стилях привели к необходимости приобретения дополнительных инструментов и инструменталистов. Последние десять лет жизни Джерусалема были чрезвычайно продуктивными и спокойными. К этому периоду относятся тщательно составленные мессы, вечерни и большинство литургических циклов. В ходе последней судебной тяжбы он попытался остановить создание новой капильи под эгидой Королевского университета Мексики. На королевском слушании 26 мая 1769 года он проинструктировал всех потенциальных музыкантов-фрилансеров, что им будет разрешено играть только по месту их основной работы. После его смерти капитул кафедрального собора признал верную службу Джерусалема, особенно в последние десять лет его жизни, и составил список сочиненной им музыки. Его произведения продолжали использоваться в Мехико в течение многих лет и, вероятно, исполнялись в миссиях Калифорнии в 19 веке. Его влияние ощущалось во многих странах испаноязычного мира. Работы Джерусалема выдержаны в стиле галант: ритмическое разнообразие изобилует, гармонический ритм медленный, преобладают гомофонические текстуры. Они демонстрируют пристрастие к ломбардским ритмам, которые ранее редко звучали в Мексике. Даже короткая фраза часто содержит множество ритмических идей в верхних частях, в то время как басовые партии часто неподвижны и ритмически просты. Текстуры обычно гомофонические, а в заметных местах, таких как вступительная часть темы, - откровенно монофонические. Вступительные ритурнели часто короткие, за ними следует полное изложение главной темы, при этом хор и оркестр исполняют ее в унисон или октавами: только позже, по мере продвижения части, раскрываются его замечательные контрапунктические способности, как, например, в мотивирующем взаимодействии во втором респонсории на праздник святого Иосифа или в других частях. фуги, которые появляются в разделах "Christe eleison" его частей "Kyrie" или в заключительных разделах "Amen" его "Gloria". Его фуги напоминают скорее о полупрозрачном изобилии Моцарта, чем о строгости северонемецкого высокого барокко. Вероятно, именно непритязательная гомофоническая обстановка и стиль пения поначалу шокировали руководство кафедрального собора Мехико, которое ожидало строгого контрапункта на каждом шагу. В большинстве произведений гармонический ритм постепенно ускоряется по мере развития музыки, и волнение усиливается за счет увеличения поверхностных ритмов и энергичной инструментальной игры, которая продвигает произведение вперед. Музыка Джерусалема демонстрирует впечатляющее владение масштабными формами. Он часто разбивал такие тексты, как "Слава", "Кредо" или вечерний псалом, на более мелкие "номера", каждый из которых имеет свои вокальные возможности. Эти номера обычно организованы симметрично, с большими хоровыми номерами в конце, небольшими ансамблями или солистами, образующими второй и предпоследний номера, и кратким хором, служащим центральной точкой опоры. Первый припев, как правило, самый длинный, с наиболее активным исполнением, а заключительный припев – самый волнующий - это либо фуга, либо веселый танец в сложном размере. В своих сольных ариях Джерусалем отдавал предпочтение вокальной технике и виртуозности.
Ноты сочинений Иньяцио Джерусалема на сайте библиотеки IMSLP