Дженкинс, Джон
1592 - 1678

Назад

Jenkins, John

Портрет композитора Джон Дженкинс

  • Дата рождения: 1592 год
  • Место рождения: Мейдстон
  • Дата смерти: 27 октября 1678 года
  • Место смерти: Кимберли, Норфолк

Биография

Джон Дженкинс был английским композитором, непревзойденным в ансамблевой музыке, особенно для виол. Согласно Энтони Вуду, Дженкинс родился в Мейдстоне, и год его рождения был установлен по надписи на его надгробии. Он, вероятно, был сыном Генри Дженкинса, плотника, который женился на Энн Джордейн 28 июня 1591 года. Опись имущества, составленная после смерти Генри в 1617/18 году, отмечала "Семь виол и скрипок, одну бандору и циттерн". Джону завещали бандору – значительный выбор в свете его последующей известности как лютниста и игрока на лировой виоле. Вероятно, он стал учеником-музыкантом в доме Энн Рассел, леди Уорик, в Норто, Хартфордшир, и на Бродстрит, Лондон: ее племянница, леди Энн Клиффорд, отметила в своем дневнике в 1603 году, что она "училась петь и играть на басовой виоле у Джека Дженкинса, слуги моей тети", а "Джон" Дженкинс получил ежегодную ренту в 10 фунтов по завещанию Энн Рассел 11 октября 1603 года.

Среди покровителей Дженкинса были семья Дерхем из Западного Дерхема, Норфолк, и семья Л'Эстранж в Ханстантоне. Две семьи были друзьями, и Дженкинс, вероятно, свободно перемещался между ними по мере необходимости; по-видимому, он никогда официально не был прикреплен к какому-либо дому, поскольку его ученик Роджер Норт писал: "Я никогда не слышал, чтобы он заключал контракт с каким-либо джентльменом, у которого он проживал, но принимал то, что они ему давали". Дженкинс был в Лондоне в феврале 1633/4 года, участвуя в экстравагантной маске "Триумф мира", и однажды его привели играть на лировой виоле перед королем Карлом I "как того, кто исполнял нечто необыкновенное" (Норт).

Во время периода Содружества Норт отметил, что Дженкинс "проводил свое время в загородных домах джентльменов". Упоминания связывают его имя с поэтами Эдвардом Бенлоузом и Томасом Шедвеллом, с Элизабет Бервелл из Рафамера, Суффолк, и с юным Джозефом Проктером, упомянутым Вудом. Примерно с 1654 года он навещал семью Норт в Киртлинге, Кембриджшир, проживая там между 1660 и 1668 годами в качестве учителя Роджера и Монтегю. Писания Роджера Норта дают милую характеристику композитора и множество воспоминаний о его пребывании в Киртлинге.

В 1660 году, во время Реставрации, Дженкинс был назначен теорбистом в Придворной музыке, но хотя он провел некоторое время при дворе между 1660 и 1663 годами, маловероятно, что он посещал его часто. Норт писал: "Он сохранял свои места при дворе, как я понимал, до самой своей смерти; и хотя он в течение многих лет был не в состоянии присутствовать, придворные музыканты так его ценили, что возможность не была использована, но он получал свое жалованье, как им платили".

Его последние годы прошли в доме сэра Филипа Вудхауза в Кимберли, Норфолк, где он и умер. Он был похоронен в местной церкви 29 октября 1678 года.

Творчество

Музыка ансамблей Дженкинса строилась на основах, заложенных Бердом и его современниками. Сохранилось более 800 его инструментальных произведений. Хронологию его музыки невозможно установить с точностью, но в первой половине его жизни фантазии для виол были центральным пунктом его творческой работы. Он унаследовал форму, уже находящуюся в расцвете, через образцы Копрарио, Феррабоско (второго), Лупо, Уорда и других, которые служили ему моделями.

Однако его гений как композитора в этой области был высоко индивидуальным, проявляясь в непревзойденной лирической изобретательности и выдающихся способностях к тональной организации. Решающие модуляции редко бывают резкими; чувство ожидания долго тянется, и кульминации достигаются постепенно самыми тонкими средствами: масштабность и эмоциональная интенсивность его фантазий зависят главным образом от этой особенности, не использованной до такой степени другими композиторами ансамблевой музыки.

Дженкинс также полностью использовал характерную английскую привычку перекрещивания партий парами, технический прием, особенно благоприятный для его плавной и блуждающей мелодической изобретательности. Эти факторы в сочетании с его врожденным чувством к звучанию и технике виол породили ряд произведений, превосходство которых в своем роде не вызывает сомнений.

Фантазии в четырех, пяти и шести частях охватывают множество форм, хотя выделяются четыре четких типа: монотематические произведения (которые являются фугами по всем параметрам, кроме названия), те, в которых одно настроение преобладает на протяжении всего произведения, несмотря на изменения в тематическом материале, те, которые состоят из двух основных разделов контрастного характера (иногда с коротким эпизодом между ними), и те, которые состоят из нескольких контрастных разделов, обычно с четко определенными каденциями.

Все начинаются с расширенного фугатного раздела, преобладает полифония, и дается полная свобода контрапунктическим приемам имитации, инверсии, канона, увеличения и уменьшения, причем темы свободно изменяются в соответствии с контрапунктом. Органные партии не имеют значительной самостоятельности и лишь дублируют материал из струнных партий.

В течение его долгой жизни многоголосные ансамбли виол постепенно уступили место инструментовке итальянского трио-сонаты. Реагируя на это изменение, Дженкинс создал два сборника трехголосных фантазий. Те, что для дисканта, двух басов и органа, отмечают тенденцию к более коротким, более четко определенным и контрастным разделам – процесс, зашедший еще дальше в 21 фантазии для двух дискантов и баса, завершенных к 1650 году.

Разделы в тройном размере, отсутствующие в четырех-, пяти- и шестиголосных произведениях, включены, и полифоническое письмо принимает менее сложный контрапунктический стиль с более случайной обработкой фугального материала. В наборе для двух дискантов появление скрипки оказывает заметное влияние на мелодический стиль музыки.

Длинные неправильные фразы, часто содержащие параллельное построение и секвентную обработку, столь типичные для ансамблей виол, заменяются более короткими, более сбалансированными фразами с живыми и энергичными темами. Хотя для этого сборника не известна клавишная партия, орган занимает видное место в произведениях с двумя басами, где ему даны сольные вступления и интерлюдии, идея, перенесенная из современных фантазий-сюит.

Самые ранние фантазии-сюиты Дженкинса, по-видимому, включают семнадцать произведений для дисканта, баса и органа и десять для двух дискантов, баса и органа, и они тесно следуют модели, установленной Копрарио. Это была трехчастная форма, состоящая из фантазии, аллеманды и гальярды (последняя называлась «ария» и заканчивалась кодой в размере четыре четверти), оживленного тематического материала, подходящего для скрипки, разделов в тройном размере, сольных органных интерлюдий и трактовки клавишных на протяжении всего произведения как обязательной облигатной партии.

Оба набора содержат интересную гармоническую письменность с образной организацией тональности, изредка последовательности поразительного рода и увеличенные аккорды, возможно, вдохновленные произведениями Уильяма Лоуза.

«Дивизии» доминируют во многих произведениях Дженкинса в этом жанре, достигая высот виртуозности в девяти фантазиях-сюитах для дисканта и двух басов и семи наборах фантазий-арий с дивизиями. С акцентом на инструментальную виртуозность, вступительные части резко контрастируют с менее экстравертными фантазиями для виол. Дивизии, неизменно помещаемые после вступительного фугатного раздела, часто сопровождаются коротким гомофонным пассажем в тройном размере перед традиционным богатым гармоническим заключением.

Вторые части обычно бодрые и оживленные по характеру, выдавая свое происхождение как танцевальных форм, хотя иногда — особенно в наборах фантазий-арий и восьми четырехголосных сюитах для двух дискантов и двух басов — они принимают совершенно более крупную форму с дальнейшим цветистым письмом. В своих поздних фантазиях-сюитах Дженкинс обычно предпочитал куранту «арии» или гальярде в качестве третьей части, отказываясь от коды в размере четыре четверти. Четырехголосные сюиты и оставшиеся наборы фантазий-арий, продолжая уже отмеченные тенденции, с их разнообразными фактурами, менее стереотипными «дивизиями», четкими формами и твердой тональностью, по-видимому, являются последним вкладом Дженкинса в жанр — десять сюит для трех дискантов, баса и континуо, вероятно, были написаны для использования при дворе Реставрации.

Судя по сохранившимся рукописям, более короткие инструментальные пьесы Дженкинса были основой любительского музицирования в Англии в середине семнадцатого века. Тридцать две арии для двух дискантов, двух басов и органа, вероятно, датирующиеся тысяча шестьсот сороковыми годами, особенно прекрасны. Серьезные по настроению, с тонкой инструментальной окраской, они длиннее и более последовательно контрапунктичны, чем большинство арий, в значительной степени избегая даже самых стилизованных танцевальных идиом. Хотя некоторые ранние отдельные арии, несомненно, предназначены для виол, скрипка вытеснила виолу в большей части этой музыки, и популярное сочетание двух скрипок с басом, по-видимому, предназначено для большинства его трехголосных арий, некоторые из которых датированы тысяча шестьсот сорок пятым годом. Группировка арий в сюиты часто была несколько произвольной процедурой. Некоторые были переоркестрованы, чтобы соответствовать изменившимся обстоятельствам.

Английское пристрастие к виртуозным «дивизиям», начатое такими людьми, как Даниэль Норкомб (второй) и Хьюм, сохраняется и развивается в великолепных пьесах Дженкинса для басовых виол. Большая часть его наследия для лировых виол утрачена или неполна. Помимо сольных произведений, инструмент выполняет двойную роль в нескольких ансамблях, обеспечивая как мелодическую партию, так и аккорды, усиливающие гармонию. Доминирующее влияние на многие короткие танцы Дженкинса, по-видимому, оказали инструментальные формы решительно французского стиля, которые проникли в английскую музыку через маску.

Вокальная музыка Дженкинса относительно незначительна. Есть несколько светских арий и диалогов с континуо, написанных в мелодичном речитативном стиле, типичном для пост-мадригальной эпохи. Декламационные техники смягчены в духовных песнях, чтобы соответствовать более полифонической манере, содержащей оттенки красочной гармонии и наивного звукоподражания.

Произведения

Инструментальные сочинения

Фантазии

  • 12 фантазий для 2 дискантовых виол, 2 теноровых виол, 2 басовых виол и органа
  • 17 фантазий для 2 дискантовых виол, 2 теноровых виол, басовой виолы и органа
  • 17 фантазий для дискантовой виолы, альтовой/теноровой виолы, теноровой виолы, басовой виолы и органа
  • 27 фантазий для дисканта, 2 басовых виол и органа
  • 21 фантазия для 2 дискантов и басовой виолы (до 1650 года)
  • 1 фантазия для дисканта, басовой виолы и органа

Прочие пьесы

  • 2 "In Nomines" для 2 дискантовых виол, 2 теноровых виол, 2 басовых виол и органа
  • 3 паваны для 2 дискантовых виол, 2 теноровых виол, 2 басовых виол и органа
  • 3 паваны для 2 дискантовых виол, 2 теноровых виол, басовой виолы и органа
  • 1 павана для дисканта, 2 басовых виол и органа

Фантазии-сюиты

  • 17 фантазий-сюит для дисканта, басовой виолы и органа
  • 10 фантазий-сюит для 2 дискантов, басовой виолы и органа
  • 9 фантазий-сюит для дисканта, 2 басовых виол и органа
  • 2 фантазии-сюиты для басовой виолы, дисканта и органа
  • 8 фантазий-сюит для 2 дискантов, 2 басовых виол и континуо
  • 7 наборов фантазий-арий с дивизиями для 2 дискантов, басовой виолы и органа
  • 15 наборов фантазий-арий для 2 дискантов, басовой виолы и континуо
  • 10 фантазий-сюит для 3 дискантов, басовой виолы и континуо (около 1660 года)

Дивизии и арии

  • 7 дивизий и 1 прелюдиум для басовой виолы
  • 26 фантазий, арий и дивизий для 2 басовых виол
  • 15 фантазий и арий для 2 басовых виол и континуо
  • 48 арий для 2 дискантов, 2 басовых виол и органа
  • около 52 арий для дисканта, дисканта/альта, тенора и баса
  • около 168 арий для 2 дискантов и басовой виолы
  • 29 арий для дисканта и 2 басовых виол
  • 2 арии для 2 дискантов, басовой виолы и континуо
  • 10 арий для дискантовой виолы, теноровой виолы и басовой виолы
  • 3 арии для дисканта, 6 виол и органа
  • 1 ария для скрипки, басовой виолы и континуо
  • около 170 арий для дисканта и басовой виолы
  • 27 арий для дискантовой виолы, лировой виолы и басовой виолы
  • 18 арий для дисканта, лировой виолы и баса
  • 14 арий для скрипки, лировой виолы, басовой виолы и клавесина
  • около 60 арий для ансамбля лировых виол
  • около 250 пьес для 1-3 лировых виол

Духовная музыка

Все для трех голосов

  • "И ты опечален" (Дж. Герберт)
  • "Проснись, печальное сердце" (Герберт)
  • "Благословен будь Бог любви"
  • "Яркая искра, выстрелившая из более яркого места" (Герберт)
  • "Прекрати, прекрати, душа моя, твой траур"
  • "Слава, честь, сила и хвала"
  • "Святой и Благословенный Дух божественный"
  • "Господин моего света"
  • "Милость, дорогой Господь, милость, О дорогой Спаситель"
  • "Милость, дорогой Господь, моя душа так сильно угнетена"
  • "Нет, нет, он не ушел навсегда"
  • "О, Господи, Господь Бог спасения"
  • "О, имя Иисуса"
  • "О, священные слезы"
  • "О, возьми свою лютню" (Герберт)
  • "Скажи мне, моя любовь"
  • "Тогда с нашей троицей света" (Герберт)
  • "Поют пастухи" (Герберт)
  • "Настрой меня, О Господь"
  • "Тщеславный мир"

Светская музыка

  • "Лодка, лодка" (кэтч) для 3 голосов
  • "Не прекращай" для тенора и континуо
  • "Приходите, милые девы" (кэтч) для 3 голосов
  • "Прекрасная Аристилла" для тенора, баса и континуо
  • "Смотри, смотри, как сияет яркий свет" для тенора, баса и континуо
  • "Добро пожаловать, чистые мысли" для тенора, баса и континуо
  • "Когда прекрасная Аврора" для тенора, баса и континуо
  • "Почему в этой тени ночи" (Элегия на смерть Уильяма Лоуза) для тенора, баса и континуо
  • "О чем вздыхаешь, пастух?" (Шедвелл) для тенора, баса и континуо
  • "Победоносное время" для тенора, баса и континуо

Ноты сочинений Джона Дженкинса на сайте библиотеки IMSLP