Желиотт, Пьер де
1713 - 1797
Назад
Jélyotte, Pierre de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьер де Желиотт был французским певцом и композитором. Он получил начальное музыкальное образование в Тулузе, где изучал пение, клавесин, гитару, виолончель и композицию. В 1733 году он отправился в Париж и дебютировал в опере в возобновлении "Греческих и римских празднеств" Колена де Бламона. В последующие годы в опере он продолжал петь второстепенные роли, и его популярность быстро росла. В 1738 году, когда контратенор Трибу ушел на покой, Желиотт взял на себя главную партию в возобновлении "Атиса" Люлли. Впоследствии он создал многие ведущие партии в операх Рамо, обычно с сопрано Мари Фель. С ней же он исполнил в 1754 году "Дафниса и Альцимадуру" Мондонвиля, трагедию, написанную на их родном лангедокском диалекте.
Желиотт часто участвовал в выступлениях при дворе. Его комедия-балет "Зелиска" была впервые представлена в Версале в 1746 году. В 1745 году он был назначен учителем гитары короля, а позже стал первым виолончелистом в "Театре малых апартаментов" мадам де Помпадур. В организуемых ею "духовных концертах" он исполнял свои собственные мотеты (ныне утраченные) или мотеты Мондонвиля. Его романс "Послушайте историю" сохранился. Однако в парижском "Духовном концерте" он выступал лишь изредка, без анонсов. Он ушел из оперы в 1765 году, но продолжал изредка выступать на вечерах в доме принца Конти. Картина маслом Оливье запечатлела одно из таких выступлений, на котором Желиотт играет на гитаре рядом с юным Моцартом (в возрасте семи лет), сидящим за клавесином во время его первого визита в Париж. Известны несколько других портретов Желиотта.
Пьер де Желиотт был одним из выдающихся французских певцов-контратеноров середины 18 века. Его голос отличался необычайной легкостью в верхнем регистре диапазона контратенора (от фа первой октавы до ре второй октавы). Некоторые партии Рамо, первоначально написанные для Трибу и позже переработанные для Желиотта, требовали высокой тесситуры и подвижности в быстрых пассажах. Одна из самых сложных ариетт во всем творчестве Рамо, "Царствуй, Любовь" из "Заиса", также была написана для него. Либреттист Рамо Каюзак указывал на таланты Фель и Желиотта как на важный фактор успеха произведений Рамо, отмечая, что они довели вкус, точность, выразительность и легкость пения до степени совершенства, ранее немыслимой.
Сценические произведения
Вокальные произведения