Джеффрис, Джордж
1610 - 1685
Назад
Джордж Джеффрис (George Jeffreys) - Английский композитор, переписчик нот и органист
Он сыграл важную роль в распространении итальянской музыки в Англии в эпоху Каролины и Содружества. Его собственные композиции отражают его интерес к итальянскому стилю нуово, но он никогда полностью не отказывался от приемов своей родной традиции. В результате его зрелая музыка ("все для церкви") представляет собой в высшей степени индивидуальное решение проблемы сочетания английского полифонического стиля с итальянскими декламационными техниками. Хотя его готовность к экспериментам иногда приводила к гармонической грубости и перегруженности текстурами, он заслуживает того, чтобы считаться, наряду с Мэтью Локком (которому он стилистически ближе всего), одним из самых опытных и одаренных воображением непосредственных предшественников Перселла.
По словам Энтони Вуда, Джеффрис происходил от Мэтью Джеффриса из Уэллса и был членом Королевской капеллы до 1643 года. Однако его имя не упоминается в сохранившихся судебных документах, за исключением того, что он был автором гимна, переписанного в 1670-х годах в книгах Королевской капеллы; также не найдено никаких свидетельств, связывающих его с музыкантом из Уэллсского собора. Более вероятно, что Джеффрис был родом из Вустершира. По браку он состоял в родстве с семьей Салви из Стэнфорда, и родословная Салви, опубликованная в 1781 году, показывает связи с семьей Джеффри из замка Холм, восходящие к середине XVI века. Он состоял на службе у семьи Хаттонов по меньшей мере с 1631 года, когда поставил несколько стихотворений сэра Ричарда Хаттона; в следующем году он сотрудничал с Питером Хаустедом, протеже Хаттонов, в постановке "Соперничающие друзья". Другой поэт из хаттонского кружка, Томас Рэндольф, написал тексты для трех песен-маскарадов и пасторального диалога "Почему ты вздыхаешь, Суэйн?". К 1633 году Джеффрис, несомненно, состоял на службе у сэра Кристофера Хаттона (впоследствии 1-го барона Хаттона); в апреле того же года он составил “Каталог рукописей моих мастеров... в Моултон-парке”. Все это еще больше ставит под сомнение утверждение Вуда о том, что он служил в Королевской часовне до 1643 года. К 1638 году Джеффрис переехал в деревню Уэлдон, расположенную в нескольких милях от главной резиденции Хаттона, Кирби-Холла. В декабре 1637 года он женился на Мэри Пирс, овдовевшей дочери Томаса Мэйнуэринга, настоятеля Уэлдона и Дина. В своем завещании Мэйнуэринг оставил 120 фунтов стерлингов своему "любящему сыну Джорджу Джеффрису"; также были завещания двум детям Джеффриса - Кристоферу, который в 1659 году учился на младших курсах оксфордской школы Крайст-Черч и, по словам Вуда, "превосходно играл на органе", и Мэри. Другой сын, Томас, умер в младенчестве. В 1643 году Джеффриса вызвали в Оксфорд, чтобы он помогал Хаттону, ныне королевскому управляющему домашним хозяйством, выполнять, по-видимому, чисто административные функции; однако вскоре его музыкальные таланты нашли применение. Вуд, Генри Олдрич и, в следующем столетии, сэр Джон Хокинс упоминают о его деятельности в качестве органиста в церкви Христа Спасителя, добавляя информацию о том, что "хоровое богослужение там проводилось в очень домашней обстановке". Из этого комментария следует, что церковные службы в резиденции короля в Крайст-Черч исполнялись в стиле камерной музыки, что, безусловно, относится к малоголосым концертным песнопениям итальянских композиторов, копии которых Джеффрис сделал для исполнения, а также ко многим религиозным песням, которые он сам сочинил до 1646 года. После сдачи Оксфорда парламентским войскам Хаттон бежал в Париж, где оставался до 1656 года. Джеффрис вернулся в Уэлдон, чтобы возобновить свои обязанности в семье Хаттонов; к 1649 году он стал старшим слугой Хаттонов, занимаясь их делами в Нортгемптоншире, а также представляя их интересы в Лондоне. С этого момента можно довольно внимательно следить за его деятельностью. Около 250 писем, которые он написал сыну Хэттона, сэру Кристоферу (впоследствии 1-му виконту Хэттону), леди Хэттон и другим (переписка Хэттона и Финча, Великобритания), почти полностью посвящены управлению поместьем Хэттонов, но вместе с завещанием Джеффриса и многочисленными комментариями, которые он оставил в своем автографе. записная книжка, они многое рассказывают о его характере и личных обстоятельствах. Очевидно, что ему, как роялисту и высокопоставленному церковнику, было бы трудно найти подходящую работу музыканта в Содружестве. Ко времени реставрации он приобрел еще одну собственность в Нортгемптоншире, включая поместье в Ишеме и несколько небольших домов, которые обеспечивали ему доход от арендной платы. Поэтому неудивительно, что в 1660 году Джеффрис, уже немолодой человек, не стремился занять должность, которая принесла бы ему признание как композитору. Единственным произведением, опубликованным при его жизни, была двухчастная священная песнь "Erit gloria Domini". Тем не менее, судя по количеству его музыкальных произведений, встречающихся в современных рукописях, за исключением автографов, те, кто был знаком с его творчеством, по-видимому, высоко ценили его.
Ноты сочинений Джорджа Джеффриса на сайте библиотеки IMSLP