Джип, Йоханнес
1581 или 1582 - 1644
Назад
Йоханнес Джип (Johannes Jeep) - Немецкий композитор и органист
(родился в Дрансфельде, Геттинген, 1581 или 1582; родился в Ханау, 19 ноября 1644). Немецкий композитор и органист.
Детство он провел на родине и в Мюндене, а также посещал позднюю школу в Геттингене и Целле. Мальчиком он более четырех лет пел (обладая "изящным дискантным голосом") в хофкапелле в Целле, где, вероятно, попал под влияние Якоба Сиринга и Йоханнеса Несенуса. После смерти отца, около 1600 года, он отправился учиться в Нюрнберг и Альтдорф, где на него оказали сильное влияние Ганс Лео Хасслер и Валентин Осман (которые высмеяли его в песне "Jep, Dillentent" 1607 года, но для которых в 1614 году он опубликовал элегию "Музыка, любовь моя"). Он также познакомился с Дж.А. Хербстом. Около 1610 года он путешествовал по Франции и Италии, и Венеция была одним из мест, которые он посетил. Осенью 1613 года он сменил Эразма Видмана на посту капельмейстера и органиста при дворе графа Гогенлоэ в Вайкерсхайме. Согласно его собственным показаниям, он состоял на службе у графа "перед королями, курфюрстами и лордами". Ему также поручались “дела большой секретности, дипломатические миссии и другие дела”. В 1625 году, когда музыкальные учреждения при дворе были распущены из-за Тридцатилетней войны, граф Фридрих назначил его своим управляющим в Холленбахе. Он потратил более десяти лет на составление сборника гимнов Гогенлоэ, который, после долгих задержек по целому ряду причин, был наконец опубликован в 1629 году. Около 1635 года он провел чуть больше года в качестве органиста Франкфуртского кафедрального собора в качестве заместителя Хербста (с которым он, возможно, состоял в родстве по линии своей первой жены). Затем, по соображениям доктрины, он отклонил предложение немецких магистров Тевтонского ордена (которым Гогенлоэ был передан на время войны в 1636 году). В январе 1637 года, по рекомендации Хербста и после успешного прохождения прослушиваний, он вернулся во Франкфурт в качестве гражданского капельмейстера. Однако условия военного времени и череда болезней помешали ему добиться успеха на этом посту, и три года спустя он был уволен. Вернувшись в Вайкерсхайм летом 1640 года, он добрался до Ханау, где зарабатывал на скромную жизнь, работая в школах, пока в январе 1642 года не получил свое последнее назначение - директора почти несуществующей капеллы графа Эрнста Ханау-Мюнценбергского и органиста о главной церкви, Мариенкирхе. После его смерти были произнесены две надгробные речи: одну Бем произнес перед лютеранской конгрегацией дворца, другую - придворный проповедник Хеннинг, служитель Реформатской церкви. Джип сочинил более 100 гимнов и переложений псалмов, большинство из которых состояли из четырех частей. Михаель Преториус в предисловии к своей "Урании" (1613) упомянул о своих псалмах "в простом контрапункте", поставив их в один ряд с псалмами Хасслера и нескольких других музыкантов “Франконии и Швабии”. Джип задумывал свой сборник гимнов Вайкерсхайма 1629 года как расширенное новое издание книги Эразма Видмана "Основные псалмы и песни" (1603), но большинство текстов он полностью переписал сам. Он включил в новую коллекцию свои переложения 1607-1609 годов, некоторые из них в переработанном виде, и не сохранил ничего из переложений Видмана, за исключением версии псалмов Лобвассера, к которой добавил еще пять. Однако Джип был наиболее известен не благодаря гимнам и псалмам, а благодаря 34 светским песням его ученика Энгертлейна. Многочисленные переиздания этих песен показывают, насколько популярными они были. Это полностью гомофонические строфические песни на пороге монодии, особая сила которых заключается в их простом, народном характере и идеальном сочетании слов и музыки; Гербер отнесла их к числу лучших песен, написанных вслед за Х.Л. Хасслером. Поздняя пьеса, такая как "Гимн-гименей" 1640 года, "в стиле итальянских мадригалов, с продолжением", показывает, что Джип был знаком с современной музыкой своего времени.
Ноты сочинений Йоханнеса Джипа на сайте библиотеки IMSLP