Йип, Иоганнес
1581 - 1644
Назад
Jeep, Johannes
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганнес Йип был немецким композитором и органистом. Он провел детство в своем родном городе и в Мюндене и посещал латинские школы в Гёттингене и Целле. Более четырех лет в детстве он пел в придворной капелле в Целле, где, вероятно, попал под влияние Якоба Зиринга и Иоганнеса Незенуса. После смерти его отца около 1600 года он отправился учиться в Нюрнберг и Альтдорф, где на него сильно повлияли Ханс Лео Хаслер и Валентин Хаусман; он также познакомился с И.А. Хербстом. Около 1610 года он путешествовал по Франции и Италии, одним из посещенных мест была Венеция. Осенью 1613 года он сменил Эразма Видмана на посту капельмейстера и органиста при дворе графа Гогенлоэ в Вайкерсхайме. По его собственному свидетельству, он выступал на службе у графа "перед королями, курфюрстами и господами". Ему также были доверены "дела большой секретности, дипломатические миссии и другие дела". В 1625 году, когда музыкальные учреждения при дворе были распущены из-за Тридцатилетней войны, граф Фридрих назначил его своим управляющим в Холленбахе.
Он потратил более десяти лет на составление и сочинение гимнологии Гогенлоэ, которая, после задержек по различным причинам, была наконец опубликована в 1629 году. Около 1635 года он провел чуть более года в качестве органиста Франкфуртского собора, замещая Хербста. Затем, по доктринальным причинам, он отклонил предложение от немецких магистров Тевтонского ордена. В январе 1637 года, с рекомендацией Хербста и после успешных прослушиваний, он вернулся во Франкфурт в качестве городского капельмейстера. Однако военные условия и череда болезней помешали ему добиться успеха на этом посту, и три года спустя он был уволен. Направляясь обратно в Вайкерсхайм летом 1640 года, он добрался до Ханау, где скромно зарабатывал на жизнь работой в школах, пока в январе 1642 года не занял свою последнюю должность - директора почти прекратившей существование капеллы графа Эрнста Ханау-Мюнценбергского и органиста главной церкви, Мариенкирхе. При его смерти были произнесены две погребальные речи: одна Бёмом перед лютеранской общиной дворца; другая - придворным проповедником Хеннингом, служителем Реформатской церкви.
Иоганнес Йип сочинил более 100 гимнов и обработок псалмов, большинство из них для четырех голосов. Михаэль Преториус в предисловии к своей "Урании" (1613) упомянул его псалмы "в простом контрапункте", поставив их в один ряд с произведениями Хаслера и некоторых других музыкантов "во Франконии и Швабии". Йип задумывал свой Вайкерсхаймский сборник гимнов 1629 года как расширенное новое издание "Духовных псалмов и песен" Эразма Видмана (1603), но с большинством текстов, полностью переложенных им самим. Он включил свои произведения 1607-1609 годов, некоторые из них в переработанной форме, в новую коллекцию и не сохранил ни одной из обработок Видмана, кроме тех, что были на тексты псалмов в версии Лобвассера, к которым он добавил еще пять.
Однако Йип был наиболее известен не гимнами и псалмами, а 34 светскими песнями своего "Студенческого садика". Многочисленные переиздания показывают, насколько они были популярны. Это полностью гомофонные строфические песни на пороге монодии, чья особая сила заключается в их простом, народном характере и идеальном соответствии слов и музыки; Гербер поместил их среди лучших песен, сочиненных по следам Х.Л. Хаслера. Позднее произведение, такое как "Гимнус-гименеус" 1640 года, "в стиле итальянских мадригалов, с континуо", показывает, что Йип был знаком с современной музыкой своего времени.
Духовная музыка
Светская музыка
Утраченные произведения
Ноты сочинений Иоганнеса Йипа на сайте библиотеки IMSLP