Яржебский, Адам
? - 1648 или 1649

Назад

Адам Яржебский (Adam Jarzębski) - Польский композитор, скрипач и писатель

Родился в Варке, северная Варшава - умер, вероятно, в конце декабря 1648 или начале января 1649, Варшава. 

Впервые о нем услышали в сентябре 1612 года, когда он поступил скрипачом в капеллу Иоганна Зигмунда Гогенцоллерна, курфюрста Бранденбурга, в Берлине. 30 апреля 1615 года курфюрст предоставил ему годичный отпуск, чтобы он мог посетить Италию, вероятно, для совершенствования в качестве композитора и лучшего знакомства с итальянской музыкой. По-видимому, он не вернулся в Берлин. Вместо этого он стал музыкантом в королевской капелле в Варшаве, вероятно, в 1616 или 1617 году, и оставался там до конца своей жизни. В последний раз о нем слышали 26 декабря 1648 года, когда, находясь на грани смерти, он продиктовал свою последнюю волю и, предположительно, скончался через несколько дней. Помимо своей музыкальной деятельности в качестве скрипача и композитора, он обучал детей некоторых сенаторов и выступал в качестве администратора и организатора строительства королевского дворца в Уяздуве, недалеко от Варшавы. Он также был литератором и написал стихотворное описание Варшавы своего времени, озаглавленное "Госцинец, або краткие описания Варшавы с околичносцами" ("Подарок, или краткое описание Варшавы и ее окрестностей"; Варшава, 1643). Как композитор Яржебский известен главным образом по рукописи "Канцоны и концерты" (1627). Он содержит двенадцать композиций для двух инструментов, десять для трех инструментов и пять для четырех инструментов, все с континуумом; некоторые из них также содержатся в табулатурах Пелплина. Эти произведения сыграли решающую роль в развитии камерной музыки в Центральной Европе. Все двухчастные произведения являются переложениями полифонических вокальных произведений других композиторов, среди которых Джованни Габриэли, Лассус, Меруло и Палестрина, но Яржебский настолько индивидуально и творчески подошел к оригинальным произведениям, что его переложения фактически являются новыми композициями, инструментальными по своей природе. Он перенял только общие структурные очертания и тематический материал оригиналов. Он использовал этот материал только в начале своих переложений, позже так преобразовал его с помощью вариативной техники, что он приобрел совершенно иной характер; более того, он привнес новые элементы во многие произведения (например, танцевальные ритмы в "Сюзанне Виденс"). Во всех пьесах мелодии Яржебского богато украшены и отличаются своей гармонической основой, которая проявляется, например, в том, что они построены на ломаных трезвучиях (как в "Нова каса", "Сентинелла", "Спандеса", "Бентровата", "Норимберга", "Канцона терца" и "Канцона квинта") и в подчинении от более низких голосов к самому высокому. В трех- и четырехчастных пьесах отчетливо прослеживаются тональные оттенки, но в двухчастных по-прежнему преобладают модальности. Яржебский живо обращался с хроматизмом и диссонансом, что видно из трехчастной "Хроматики", в одной из частей которой он поэкспериментировал, введя популярный в то время мотив нисходящей четвертой хроматики. Пьесы, состоящие из двух частей, напоминают различные виды ричеркара и фантазии. Другие - это различные виды канцоны, среди которых особенно выделяется канцона в форме арки, поскольку в 1620-х годах она все еще была редкостью в центральноевропейской камерной музыке. Кроме того, Яржебский представил Варшаве современные итальянские трио-сонатные композиции. В некоторых своих инструментальных произведениях он использовал популярные мелодии.

Ноты сочинений Адама Яржебского на сайте библиотеки IMSLP