Янич, Иоганн Готлиб
1708 - 1763
Назад
Иоганн Готлиб Янич (Johann Gottlieb Janitsch) - Силезский композитор и гамбист
Родился 19 июня 1708 года, Швейдница (ныне Свидница) - умер в 1763 году, Берлин.
После окончания школы Драйфальтигкайтшуле в Швейднице он отправился в Бреслау, чтобы продолжить обучение музыке под руководством местных придворных музыкантов. В 1729 году он поступил на юридический факультет университета Франкфурта-на-Одере. Во время своего четырехлетнего пребывания там он принимал активное участие в музыкальной жизни города: создавал музыку для различных королевских и гражданских мероприятий, а 14 ноября 1729 года руководил исполнением одной из своих серенад перед Фридрихом Вильгельмом I; два года спустя он давал аналогичный концерт перед наследным принцем Фридрихом (впоследствии Фридрихом Великим). В 1733 году Янич оставил университет и стал секретарем Франца Вильгельма фон Хаппе, важного государственного министра. В 1736 году он был приглашен в Руппин в качестве члена личного оркестра принца Фридриха. Позже в том же году заведение принца переехало в Райнсберг, и там Янич открыл свои знаменитые “Пятничные академии”. После восшествия Фридриха на престол в 1740 году Янич был назначен "контравиолинистом" в воссозданном оркестре; он оставался в Берлине до самой своей смерти. Другие обязанности при дворе Фридриха включали в себя руководство и сочинение музыки для придворных балов (которые проводились ежегодно с 1743 года) и некоторую работу с оперным хором. В доме Янича в Берлине продолжали процветать "Пятничные академии"; среди исполнителей были энтузиасты из придворного оркестра и многие другие музыканты, как профессиональные, так и любительские. Эти еженедельные концерты пользовались отличной репутацией и вдохновили многих на подобные начинания, в частности на "Собрание по понедельникам" К.Ф. Шейла и "Субботние концерты" Дж.Ф. Агриколы. Современники очень уважали Янича. Во Франкфурте он получил несколько заказов на написание музыки на дни рождения, свадьбы и похороны, а в Берлине также был спрос на его композиции. Работы, заказанные в берлинский период, включают в себя церемонию закладки первого камня в основание базилики Святой Хедвиги (1748) и праздничную музыку к коронации короля Швеции Адольфа Фредерика (1751). Последняя была написана по просьбе принцессы Амалии, но, вероятно, не исполнялась во время самих торжеств. Янич был особенно известен своими квартетами (для трех мелодических инструментов и континуо), которые Иоганн Вильгельм Хертель назвал "лучшими образцами" в своем роде. Несомненно, они демонстрируют мастерство в контрапунктической технике и понимание фактуры и тембра. Наиболее привлекательным аспектом является богатое разнообразие инструментов, в том числе таких необычных по звучанию, как гобой д'Амор и виола помпоза. Инструментальная музыка Янича написана в стиле галант. Иногда она написана довольно витиевато, в манере И.Г. Грауна. Три квартета Янича были опубликованы издательством Winter в Берлине (1760), а несколько других его произведений, включая сонаты для клавесина, сонаты для органа и песни, появились в современных сборниках. Представляется вероятным, что автографы Янича находились в частной коллекции Сары Леви, которая после ее смерти перешла к Берлинской Сингакадемии. Недавнее открытие фондов Сингакадемии на Украине может пролить свет на автографы.
Ноты сочинений Иоганна Готлиба Янича на сайте библиотеки IMSLP