Ян, Мартин
ок.1620 - ок.1682

Назад

Мартин Ян (Martin Jahn) - Немецкий композитор

Родился около 1620 года, Мерзебург - умер около 1682 года, Охлау, Силезия (ныне Олава, Польша). 

О его ранних годах ничего определенного не известно, но его книга "Зельигар и тотен", сохранившаяся в рукописи в Страсбурге, может быть ранней работой, написанной там. О нем упоминается в 1643 году как о студенте, получившем высшее образование в Кенигсберге (ныне Калининград), и он написал свою музыкальную книгу "Юбилей Фревде" (1644) для празднования тамошнего университета. После окончания студенческих лет он вел очень неустроенную жизнь и был типичным представителем канторов и священнослужителей, которые в то время в Германии подвергались преследованиям за свои религиозные убеждения. В 1648 году он отправился в Верхнюю Силезию в качестве музыканта и, возможно, проповедника, чтобы служить протестантской семье Стржела в Штайнау, округ Нойштадт. Однако в 1650 году по наущению епископа Нейсского он был вынужден покинуть город. После недолгого пребывания в Мейсене граф Сигизмунд Зайфрид фон Промниц предложил ему должность кантора в Сорау (ныне Жары, Польша). В 1654 году он был вынужден покинуть Сорау и отправился в Саган, Силезия, где все еще разрешалось протестантское богослужение. Он работал там директором и кантором школы, пока в 1663 году не стал пастором в соседнем Экерсдорфе. Вероятно, он оставался там до 1668 года, когда из-за смерти принцессы-протестантки фон Лобковиц ему пришлось переехать. Он был кантором в Охлау, вероятно, до самой своей смерти. Ян прямо заявил, что его музыкальное произведение "Юбилей-Фревде", рассчитанное на шесть хоров, создано "в итальянском стиле", и подразумевал, что в 1644 году в Кенигсберге полихоральное письмо, зародившееся в Италии в 16 веке, все еще считалось современным. Утраченное первое издание его "Passionale melicum" (1652), сборника из 50 гимнов в четырех частях, было новаторским в том смысле, что оно было посвящено только страстным песнопениям. Второе издание (1663) было значительно расширено и включало в себя 250 пьес, из которых даны только мелодия и бас. Из 111 мелодий (на 250 текстов) шесть взяты из французской псалтири, 18 принадлежат Генриху Папе, 17 - Георгу Йозефу и восемь - Йоханнесу Крюгеру; у 14 других композиторов того времени есть от одной до трех мелодий у каждого. Из оставшихся 32 анонимных мелодий около десяти, вероятно, написаны самим Яном; однако до сих пор остается открытым вопрос, можно ли отнести к его перу "Du grosser Schmerzensmann", который до сих пор печатается в сборниках гимнов. Его трактаты о Лютере, женевская псалтирь и "Мелика об эвтаназии" были объявлены к публикации после 1663 года, но неизвестно, появились ли они когда-либо.

Ноты сочинений Мартина Яна на сайте библиотеки IMSLP